Урок русского языка в 5 классе (по учебнику М. М. Разумовской и др.) Учитель: Л. С. Кокорина Пермский край, Еловский район, МОУ «Сугановская СОШ» год - Что обозначает глагол
2 «Что обозначает глагол» Знать: - Что такое глагол? - Что обозначает ? -На какие вопросы отвечает? -Изменяется ли? Как? -Каким членом предложения является? -С какой частью речи согласуется? Уметь: -Находить в тексте, ставя правильный вопрос. -Определять, что обозначает глагол. -Выделять окончание. -Определять морфологические признаки глагола (время, число…). -Определять синтаксическую роль в предложении.
3 Кто долгими бессонными ночами склонялся над нашей кроваткой, напевая нам ласковые песни? Мама! Кто первый раз вёл нас в школу, а вечером терпеливо ждал и встречал нас после уроков? Мама! Кто провожал нас, когда мы уезжали из родного дома…махая нам вслед, осеняя нас крестом, доброй и нежной рукой? Мама! Кто до последнего дня, забывая о себе, беспокоится о нас, живёт нашими заботами и надеждами? Мама!
4
5 А. С. Гребёнкин «Сердце матери» Выборочный диктант. Выпишите глаголы. Назовите, по каким признакам вы узнали, что это глагол. Подчеркните и объясните орфограммы, которые встретились в глаголах 1. Здравствуй, мама! Как живёшь, родная? 2. Не волнуйся, сын всегда с тобой… 3. Ты мне в жизни словно солнце светишь… 4. Словно свечка, тихо догорая, Повидаться ждёшь меня опять. ( «Письмо матери»). 5. Рядом с нею солнце ярче светит, Вырастают крылья за спиной. ( «Мама»). 6. Отпела песни мама в родимой стороне, Но до сих пор упрямо они живут во мне. ( «Материнская песня»).
6 Выборочный диктант 1 – здравствуй, живёшь (что делай? что делаешь?) 2 – не_ волнуйся (что делай?) 3 – светишь (что делаешь?) 4 – ждёшь (что делаешь?) 5 – светит, вырастают (что делает? что делают?) 6 – отпела, живут (что сделала? что делают?)
7 Работа с учебником (под ред. М. М. Разумовской и др.) Глагол обозначает: -Реальное действие -Состояние -Процесс речи и мысли -Проявление и изменение признака -Взаимоотношения людей -Движение -Различные звуковые явления То есть Действие или состояние предмета
8 «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! А. Югов
9 Испытание на человечность Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила она мать мужа, велела поселить в сенях. Потом приказала мужу переселить в сарай. Но и этого показалось снохе мало. И сказала она мужу: «Если хочешь, чтобы я была с тобой, убей мать, вынь сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул её сердце и понёс жене. Споткнулся о камень, ударился коленом. И тут встрепенулось материнское сердце и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни». Зарыдал сын, понял, что никто его не любит так, как родная мать. Вложил он сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. И ожило сердце. Встала мать, прижала к себе сына. Не мог он после этого возвратиться к жене, не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце озаряет лучами вершины курганов.
10 Работа с текстом «Испытание на человечность» 1. Дайте тексту свой заголовок. 2. Определите тему текста. 3. Найдите предложение, содержащее основную мысль текста. 4. Что означает заглавие «Испытание на человечность?» 5. Объясните лексическое значение слова человечность. 6. К какому стилю речи относится данный текст (художественный, разговорный, научно-деловой)? 7. Тип текста (повествование, описание или рассуждение)? Какая часть речи помогла вам правильно определить тип речи? 8. Выпишите все глаголы (1 вариант – из 1-го абзаца, 2 вариант – из 2-го, 3 вариант – из 3-го абзаца). Какого времени глаголов больше в тексте? Как вы это узнали?
11 Работа с украинской легендой «Испытание на человечность» ( объясни орфограммы, которые встретились в глаголах) Был, было, была Женился Привёл Невзлюбила Велела Поселить Приказала Переселить Показалось Сказала Хочешь Убей Вынь Принеси Не_ дрогнуло Околдовала Убил Вынул Понёс Споткнулся Упал Ударился Встрепенулось Прошептало Ушиб Присядь Отдохни Зарыдал Понял Не_ любит Вложил Облил Ожило Встала Прижала Не_ мог Возвратиться Не_ вернулась Пошли Стали Озаряет
12 Домашнее задание Напишите сочинение о своей маме. Выберите стиль и тип речи, в котором будете писать. Подумайте, что вы вынесете в заглавие: тему или основную мысль. У глаголов выделите окончания. Вспомните, какими качествами обладают наши мамы. Этим качеством обладает каждая любящая ребёнка мама з а
13 Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы М Ь
14 Это качество всегда в маминой душе Д А
15 Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в её голосе Н Ь
16 А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит Ю - - Р
17 Итог урока Найти в пословицах глаголы, выделить их окончание, подчеркнуть орфограмму, встретившуюся в глаголе. Указать над глаголом, что он обозначает (состояние или действие предмета). Подчеркнуть глагол как член предложения. 1.На свете всё найдёшь, кроме отца с матерью. 2.Мать кормит детей, как земля людей. 3.Маленькие дети – руки болят, большие дети – сердце. 4.Мать высоко замахивается, да не больно бьёт, мачеха низко замахивается, да больно бьёт. Как понимаете смысл данных пословиц?
18 Пожелание учащимся от А. Гребёнкина Я помню мать меня учила, Придя усталая домой: - Пока здоровье есть и сила, Учись, сыночек дорогой. Я эту заповедь запомнил, Хотя она и не нова. Ученье – это наши корни. Корнями родина жива. («Я помню, мать…»)