Одаренные дети: теория и практика развития Малеев А.Л. канд. пс. наук, доцент
«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо» (Д. Дидро) «Талант – это поручение от Господа Бога» (Е. Баратынский) «Таланты ближе всех к истине, но их часто не понимают» (А. Тарковский)
Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (по Б.М. Теплову). Задатки – врожденные особенности центральной нервной системы или отдельных анализаторов, которые являются предпосылками развития способностей.
Виды способностей (по В.Н. Дружинину) потенциальные актуальные общие СПОСОБНОСТИ специальные теоретические практическиеучебныетворческие
Уровни развития способностей: (по А.М. Матюшкину) СПОСОБНОСТИОДАРЕННОСТЬТАЛАНТГЕНИАЛЬНОСТЬ
Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьмиОдаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки к таким достижениям) в том или ином виде деятельностиОдаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки к таким достижениям) в том или ином виде деятельности
Виды одаренности I.По сформированности: актуальная одаренность, актуальная одаренность, потенциальная одаренность. потенциальная одаренность. II.По форме проявления: явная одаренность, явная одаренность, скрытая одаренность. скрытая одаренность. III.По широте проявления: общая (умственная) одаренность, общая (умственная) одаренность, специальная одаренность. специальная одаренность.
Качества личности одаренных Креативность Креативность Перфекционизм Перфекционизм Социальная автономность Социальная автономность Эгоцентризм Эгоцентризм Стремление к лидерству Стремление к лидерству Соревновательность Соревновательность Повышенная уязвимость (ранимость) Повышенная уязвимость (ранимость)
Работа по сопровождению ребенка должна проводиться в двух основных направлениях : первое – профилактическое через предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей на различных ступенях образования; второе – актуальное через конкретную помощь специалистов в преодолении личностных трудностей и проблем в обучении и воспитании.
Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, которые мешают продвижению ребенка, подростка в достижении успехов в процессе воспитания, обучения и развития. Т.В. Анохина выделяет следующие виды препятствий: ПРЕПЯТСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ «ОНИ» - препятствия (средовые) СУБЪЕКТИВНЫЕ «Я» - препятствия (личностные) МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОТСУТСТВИЕ ОРИЕНТАЦИИ В СОЦИУМЕ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
А.Г. Асмолов утверждает, что для осуществления педагогической поддержки необходимо: помочь ребенку стать личностью, т.е. иметь социальную позицию, иметь линии развития (адаптацию, индивидуализацию, интеграцию), помочь осуществить выбор той или иной деятельности; содействовать и поддерживать самостоятельность решения школьника; поддерживать ребенка в осуществлении его индивидуальности.