Влияние SMS -общения на грамотность речи школьников Выполнила: ученица 6 «А» кл. Сизова Яна МОУ «СОШ 15» г. Ачинск 2011 год
Цель работы: Исследовать влияние SMS-общения на грамотность речи школьников Исследовать влияние SMS-общения на грамотность речи школьниковЗадачи: Проанализировать информацию по данной проблеме; Проанализировать информацию по данной проблеме; Провести анкетирование среди школьников для выявления факторов, влияющих на грамотность речи учеников при SMS-общении; Провести анкетирование среди школьников для выявления факторов, влияющих на грамотность речи учеников при SMS-общении; разработать рекомендации школьникам и родителям по решению данной проблемы. разработать рекомендации школьникам и родителям по решению данной проблемы. Гипотеза исследования: в основу исследовательской работы положено предположение о том, что SMS-общение отрицательно влияет на грамотность речи школьников.
Актуальность : Проверяя тетради, наша учительница по русскому языку Ольга Сергеевна, постоянно сетовала, на то, что с каждым годом дети становятся все безграмотней и безграмотней. Я задумалась, почему так происходит в век компьютеров, интернета и других информационных технологий? И пришла к выводу: помимо того, что подростки стали намного меньше читать книги, они ещё и перестали писать письма, как раньше (в бумажном варианте), новости сообщают короткими SMS-ками, сухими письмами по электронной почте или односложными фразами по телефону.
Влияние SMS-общения на грамотность речи школьников В 2007 году человечество отметило круглую дату – 15-летие с тех пор, как в сети была отправлена первая со дня сотворения мира смс. Специально к юбилею лингвисты провели исследование среди любителей общения посредством коротких тестовых сообщений. И пришли к неутешительному выводу. Оказалось, многие подростки - любители смс - начинают забывать родной язык! Привыкнув коверкать слова, они забывают о грамотности не только в обыденной речи, но и при выполнении учебных работ.
Исследование влияния SMS-общения на грамотность речи школьников Мы провели анкетирование 50 учащихся 5х– 8х классов нашей школы, у которых в последнее время снизилась грамотность речи. При анализе анкет выяснилось, что все опрошенные ученики используют SMS для общения, причем очень часто нарушают правила правописания. Ребята мало читают художественную литературу и почти никто из них не пишет писем, как раньше.
Результаты анкетирования были обработаны и представлены в виде диаграмм
Использование сокращений, компрессия текста Частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем, порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв. Сознательно или бессознательно у смс-автора актуализируются процессы свёртывания речи, при этом, учитывая ограниченность времени, некогда думать о грамотности: здраст, лю, тя
Несоблюдение орфографических принципов. Компрессия текста может происходить за счет средств разных языковых уровней: - Графических: : щас
Несоблюдение правил пунктуации - Отсутствие запятой; - Все знаки препинания выполняют функцию передачи информации о недостающих компонентах живой устной речи: интонации и эмоции; - Многоточие отмечает паузы; - Повышенная степень сопутствующей сообщению эмоции также передается количеством знаков, например: «...пишите мне!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!» «MMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMM :)))))))))))))))))))))»; - Заглавные буквы нередко используются для акцентирования внимания на отрезке текста, для передачи повышенной интонации, крика («...а всё потому что я все еще люблю ТЕБЯ!!!!!!!».
Использование специального SMS-сленга У подростков появился и свой язык общения. В этом языке очень много языковой игры. Другое дело, что им пользуются дети, которые не знают норм литературного языка и перекладывают игровой язык на страницы своих тетрадей в школе. Почему? Потому что в их сознании откладываются записи, которыми они пользуются во время SMS -общения.
Использование латиницы Знакомый звук или сочетание звуков получают не только неочевидное изображение латиницей, но также воплощаются в виде цифр и вспомогательных знаков, официально не имеющих отношения к языку. «O+, nu I den»; «9 v urgu na 4 eta*e»; «…yeto tyi chto li?» Для многих текстов смс характерен графический «микс» – сознательное смешение кириллицы и латиницы.
Использование смайликов Использование смайликов Cмайлики, употребляемые для обозначения того или иного настроения, понятны и немцам, и американцам, и русским, и жителям Африки. Кстати, в прошлом году этот забавный символ отметил свое 27-летие. Cмайлики, употребляемые для обозначения того или иного настроения, понятны и немцам, и американцам, и русским, и жителям Африки. Кстати, в прошлом году этот забавный символ отметил свое 27-летие. :-) - улыбаюсь :-D - смеюсь :-) - улыбаюсь :-D - смеюсь ;-) - подмигивание :*) - поцелуй ;-) - подмигивание :*) - поцелуй :-o - удивление :-( - недоволен :-o - удивление :-( - недоволен :( - грущу :-|| - злюсь :( - грущу :-|| - злюсь :-V - кричу :-V - кричу
Достоинства SMS-переписки Можно написать письмо-сообщение о чем-либо на огромном расстоянии; Сообщение можно отправить в любой момент, даже ночью; Адресат получит ваше сообщение даже тогда, когда его телефон занят; Полученное письмо долго сохраняется в телефоне, его можно прочитать в любое удобное для вас время; Адресант может остаться анонимным; Слишком длинное сообщение, если оно важно для пересылки, автоматически разбивается на части
Вывод: при выполнении рекомендаций по развитию речи можно снизить отрицательное влияние SMS-общение. ХОРОШО, что ребенок, который с детства ориентируется в технике, чувствует себя более уверенно, потому, что ему открыт доступ в мир современных технологий. ПЛОХО то, что при не соблюдении правил и норм правописания при SMS-общении снижается грамотность школьников. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.
Чтобы предотвратить возможные негативные влияния SMS- общения мы провели профилактическую работу среди школьников: Влияние SMS -общения на грамотность речи школьников - Создали презентацию «Влияние SMS -общения на грамотность речи школьников»; -Создали и распространили буклет с советами ученикам и их родителям по решению данной проблемы. Телефон и SMS- общение, как и всё, что окружает нас, может быть и вредным, и полезным!