ОБОРОНА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ
ХОЛМСКИЕ ВОРОТА Оборона Брестской крепости в июне 1941 года одно из первых сражений Великой Отечественной Войны. Штурм крепости был поручен 45-ой пехотной дивизией генерал-майора Фрица Шлипера (около 17 тысяч человек) с частями усиления и во взаимодействии с частями соседних соединений (31-я пехотной и 34-й пехотных дивизий 12-го армейского корпуса 4-й немецкой армии). По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня
Защитники Брестской крепости 22 июня в 4.15 по московскому времени по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Сильное сопротивление немцы встретили на Тереспольском и Кобринском укреплениях, где дело доходило до штыковых атак. Примерно половина гарнизона с частью техники сумела покинуть крепость; к 9 часам утра крепость с остававшимися в ней 3,5-4 тысячами человек была окружена.
Немцы ставили своей целью овладеть прежде всего Цитаделью и довольно быстро сумели ворваться в нее через мост от Тереспольского укрепления, заняв господствующее над крепостью здание клуба (бывшая церковь). Однако гарнизон перешёл в контратаку, отбил попытки немцев овладеть Холмскими и Брестскими воротами (соединяющими Цитадель с Волынским и Кобринским укреплениями) и на второй день вернул церковь, уничтожив укрепившихся в ней немцев. Немцы в Цитадели смогли закрепиться лишь на отдельных участках.
Майор П. М. Гаврилов Организованная 26 июня попытка прорыва из крепости через Кобринское укрепление окончилась неудачей: группа прорыва была почти полностью уничтожена, её остатки (13 человек), вырвавшиеся из крепости, тут же попали в плен. На Кобринском укреплении к этому времени все защитники (около 400 человек) под командованием майора Гаврилова сосредоточились в Восточном форте. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак, причём применялись огнемёты июня был предпринят непрерывный двухдневный штурм крепости, в результате которого немцам удалось овладеть штабом Цитадели и взять в плен Зубачева и Фомина. В тот же день немцы овладели Восточным фортом.
Организованная оборона крепости на этом закончилась; оставались лишь изолированные очаги сопротивления (сколько- нибудь крупные из них были подавлены в течение следующей недели) и одиночные бойцы, собиравшиеся в группы и вновь рассеивавшиеся и погибавшие, либо пытавшиеся прорваться из крепости и уйти к партизанам в Беловежскую пущу (некоторым это даже удалось). Так, Гаврилов сумел собрать вокруг себя группу из 12 человек, вскоре однако разгромленную. Сам он раненым попал в плен среди последних 23 июля. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю но не сдаюсь.Прощай Родина.» По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.