Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 32» г. Владимира ПОМЕЩИКОВА ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА Учитель начальных классов. Стаж работы 24 года. Высшая квалификационная категория.
ТЕМА: «Новые подходы к оценке учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Из опыта работы
Необходимость введения системы оценивания Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания. Традиционная пятибалльная система оценивания: не даёт полной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности; не даёт полной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности; затрудняет индивидуализацию обучения; затрудняет индивидуализацию обучения; является малоинформативной; является малоинформативной; часто имеет травмирующий характер ребенка; снижение интереса к обучению, роста психологического дискомфорта в обучении, его тревожности и, возможно, даже к ухудшению физического здоровья. часто имеет травмирующий характер ребенка; снижение интереса к обучению, роста психологического дискомфорта в обучении, его тревожности и, возможно, даже к ухудшению физического здоровья.
Общие подходы к оцениванию при безотметочном обучении В основе подходов лежат следующие ключевые вопросы: Что оценивать /что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует/? Как оценивать/какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается/? Каким образом оценивать /какова должна быть сама процедура оценивания, этапы его существования/? Что нужно учитывать при таком оценивании /каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания/?
Основные цели безотметочного обучения 1. Сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. 2. Формирование самооценки. 3. Формирование учебной мотивации. 4. Потребность в овладении знаний.
Принципы безотметочного оценивания /по Г.А. Цукерман/ 1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. 2. Самооценка учащегося должна постепенно дифференцироваться. 3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявляемые самими детьми для оценки, опираясь на правило «Добавлять, а не вычитать». 4. Содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. 5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий. 6. Оцениваться прежде всего должна динамика успешности учащихся относительно самих себя. 7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом. 8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.
Варианты самооценки письменных работ Ретроспективная самооценка- это оценка уже выполненной работы, но непроверенной учителем работы (данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке); Ретроспективная самооценка- это оценка уже выполненной работы, но непроверенной учителем работы (данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке); Оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы (эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля); Оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы (эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля); Прогностическая оценка, которая является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя). Прогностическая оценка, которая является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя).
Правила оценочной безопасности Не скупиться на похвалу. Не скупиться на похвалу. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. «На ложку дёгтя - бочка мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём. «На ложку дёгтя - бочка мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём. Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Ставить перед ребёнком только конкретные цели. «За двумя зайцами…» Не ставить несколько задач одновременно. «За двумя зайцами…» Не ставить несколько задач одновременно. Формула «опять ты НЕ …» - верный способ выращивания неудачника. Формула «опять ты НЕ …» - верный способ выращивания неудачника. Учителю необходимо начать практику оценочной безопасности с собственной самооценки. Учителю необходимо начать практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Различные методы оценивания «Линеечки» - это педагогический инструмент оценки и самооценки, разработанный на основе метода измерения самооценки, созданного Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн, подробно описан в книге Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» ( Томск.Пеленг, 1992). «Линеечки» - это педагогический инструмент оценки и самооценки, разработанный на основе метода измерения самооценки, созданного Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн, подробно описан в книге Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» ( Томск.Пеленг, 1992). Бальная система ( десяти и сто бальная шкала). Бальная система ( десяти и сто бальная шкала). Цветовая гамма. Цветовая гамма.
Цветовая гамма оценивания Красный – работа выполнена без ошибок. Красный – работа выполнена без ошибок. Жёлтый – допущены единичные ошибки. Жёлтый – допущены единичные ошибки. Зелёный – допущено много ошибок, надо постараться. Зелёный – допущено много ошибок, надо постараться. Белый – задание не выполнено. Белый – задание не выполнено.
Карты достижений учащихся 1 и 2 классов
Карты достижений
Карты успехов и достижений
Карты личностного и социального развития
Листы самооценки
Портфели достижений Каждый родитель должен видеть «документы» своего ребёнка: Каждый родитель должен видеть «документы» своего ребёнка: Портфель итоговой аттестации (контрольные и тестовые работы). Портфель итоговой аттестации (контрольные и тестовые работы). Портфель «Мои достижения». Портфель «Мои достижения». Вместе с портфелями родители получают сопроводительное письмо и анкету. Вместе с портфелями родители получают сопроводительное письмо и анкету.