Игровое занятие 2 В рамках кружка «Занимательная грамматика» 5 класс
Задание 1.Мини - сочинение Представьте себе, что вдруг пропали все суффиксы. Ничего не надо образовывать. Представьте себе, что вдруг пропали все суффиксы. Ничего не надо образовывать. Вы бы хотели, чтобы это произошло? Ответьте небольшим сочинением. Вы бы хотели, чтобы это произошло? Ответьте небольшим сочинением.
Задание 2. Решите шараду Корень мой находится в цене, Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Суффикс мой в тетрадке все встречали, В целом – в дневнике я и в журнале. В целом – в дневнике я и в журнале.
Задание 3. Запишите родственные слова с общим корнем НОС: 1) Специальная доска для переноски посуды, подачи еды. 2) Название несущей части ракеты. 3) Стойкий, закалённый. 4) Деньги, внесённые членом какой-либо организации, общества. 5) Наметённый ветром снег или песок, преграждающий путь. 6) Приспособление для переноски больных, раненых. 7) Перенесение части слова на новую строку. 8) Высокомерный, самоуверенный. 9) Человек, занимающийся доносами. 10) Объяснение, толкование значение слова внизу текста.
Ответы на задание 3: 1) Поднос 2) Носитель 3) Выносливый 4) Взнос 5) Занос 5) Носилки 6) Перенос 7) Заносчивый 8) Доносчик 9) Сноска
Задание 4. Помогите девочке. Мамы не было дома. Дочь оставила записку о том, что звонили из ателье и она пошла примерять платье. Когда девочка возвратилась, мама была уже дома и. смеясь спросила её: Мамы не было дома. Дочь оставила записку о том, что звонили из ателье и она пошла примерять платье. Когда девочка возвратилась, мама была уже дома и. смеясь спросила её: - С кем же твоё платье поссорилось? Уж не с портнихой ли? Дочь смотрела на маму с удивлением, не понимая вопроса. Может быть вы поможете ей? Дочь смотрела на маму с удивлением, не понимая вопроса. Может быть вы поможете ей? Объясните ошибку, допущенную в записке. Объясните ошибку, допущенную в записке. А заодно напомните нужное правило из учебника. А заодно напомните нужное правило из учебника. Девочка написала: «Я пошла примирять платье», вместо примерять (примерка)
Задание 5. Помогите мальчику. Ребята писали диктант. Речь шла о старичке, который присел в парке на скамью, немного посидел и отправился дальше. Проверив тетради, учительница с улыбкой заметила одному мальчику: Ребята писали диктант. Речь шла о старичке, который присел в парке на скамью, немного посидел и отправился дальше. Проверив тетради, учительница с улыбкой заметила одному мальчику: - В парке дедушка не увидел ничего страшного, чтобы сразу поседеть. Ребята поняли и рассмеялись. Объясните, в каком слове мальчик сделал ошибку. Мальчик написал поседел вместо посидел (сидя)
Задание 6. Подберите короткое слово (из 5-6 букв), в котором были бы и приставка, и суффикс, и окончание. Подберите короткое слово (из 5-6 букв), в котором были бы и приставка, и суффикс, и окончание. Например, ошибка Например, ошибка описка описка сходка сходка сводка сводка удача удача сдача сдача
Задание 7. Приведите примеры слов, в корнях которых отсутствуют гласные. Например, дневник дни пни рвать брать лгун спать стлать
Задание 8. Какими сложными словами можно заменить следующие иноязычные слова? Каллиграфия Каллиграфия Орфография Орфография Апатия Апатия Гуманный Гуманный Эгоизм Эгоизм Оптимистический Оптимистический Чистописание Правописание Равнодушие Человеколюбивый Себялюбие Жизнерадостный
Задание 9. Известно, что на стыке приставки и корня иногда появляются двойные согласные. Известно, что на стыке приставки и корня иногда появляются двойные согласные. А в каких словах следовало бы писать тройные согласные? А в каких словах следовало бы писать тройные согласные? Одес- (с) ский, Одес- (с) ский, рас- (с) ссориться, рас- (с) ссориться, пятитон-(н) ный пятитон-(н) ный
Задание 10. Измените слово ЗАГОРАЖИВАТЬ, чтобы появилось значение «оправдывать виноватого, избавлять его от ответственности» Измените слово ЗАГОРАЖИВАТЬ, чтобы появилось значение «оправдывать виноватого, избавлять его от ответственности» выгораживать