Тема урока: Цель урока: познакомиться с основными направлениями декоративно- прикладного искусства, характерными для Восточной Сибири.
- род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое начало.
- это область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественная обработка разнообразных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
- Резьба по дереву; - Роспись по дереву; - Бисероплетение; - Вышивка; - Изделия из бересты; - Кружевоплетение; - Резьба по кости; - Ткачество; - Резьба по камню и т.д.
- относится к числу наиболее древних и распространённых видов русского народного декоративного искусства, т.к. дерево легко поддаётся обработке, это материал, который имеется в достатке на всей территории Восточной Сибири. 1.Контурная 2.Скульптурная 3.Прорезная
1. Контурная резьба – является самой простой, выражается в создании фигурных углублений, выемок в древесине при помощи специальных резцов. 2. Скульптурная резьба – это объёмная скульптура из дерева, изделие рассматривается со всех сторон. В этой технике чаще всего выполняют сувенирные или натурального размера скульптуры и детские игрушки. 3. Прорезная (сквозная) резьба – это техника, при которой фон произведения удаляется с помощью резцов. Техника проста и по сравнению с другими менее трудоёмка, поэтому издревле используется для украшения фасадов домов и в сувенирах.
- вид декоративно-прикладного искусства, создаётся путём нанесения масляных красок на деревянные предметы быта, закрепление узора лаком или специальными маслами. Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды. Расписную посуду, сувениры в древности приносили в жертву богам. Символы и знаки в росписи имели особый смысл.
Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды. Расписную посуду, сувениры в древности приносили в жертву богам. Символы и знаки в росписи имели особый смысл: Солнечные (соларные) знаки – огонь, Солнце, лето; Грозовой знак – война; Свастика – движение солнца; Конь – богатство, восход Солнца; Птица – счастье, удача; Русалка – хранительница вод; Цветы – здоровье, успех в делах; Единорог – Луна, домашний очаг; Волны – защита от бедности; Дерево – единство с природой и т.д.
- вид декоративно-прикладного искусства, основной материал – бусины, бисер, стеклярус, стекло, жемчуг. Получило широкое распространение благодаря доступности и разнообразию материалов. Особую популярность получили различные украшения из бисера и стекляруса.
Задание: Изучите предложенную вам статью о распространении бисера на территории России. 1 вариант – подготовьте ответ по теме «История распространения бисера и жемчуга по территории России»; 2 вариант - подготовьте ответ по теме «Значение бисероплетения и шитья бисером в развитии русского народного костюма»
один из наиболее распространенных видов народного искусства. Игла, нитки, холст - вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Вышивка народов нашей страны необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женские фигуры, как символ жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что они принесут в дом благополучие.
Гладь Крестом Набор Счётная гладь Косичка Мережка
Береста - это кора березы, которая является уникальным природным материалом. С незапамятных времен в древней Руси ее применяли для изготовления различных предметов быта, таких, как рыбачьи лодки, туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха и др. Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний России. Уже в 18 в. прорезную бересту стали использовать для украшения. Материалом для работы служит береста, заготовленная в мае-июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола дерева, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями.
Кружево плетут по "сколку" - рисунку, который наносят на бумагу сначала линиями, а затем точками, в которые втыкают булавки. Сколок закрепляют на подушке - валике, набитом сеном или опилками. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек.
- яркое проявление народной художественной культуры России. Обработка кости имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. Для изготовления предметов косторезного промысла используются: 1.Трубчатая кость крупного рогатого скота (цевка); 2.Рог.
Основные декоративные характеристики кости: 1. Белый цвет, цвет тёплого воска; 2. Матовая поверхность, отсутствие бликов. Виды изделий из кости: 1. ножи для разрезания бумаги, 2. игольницы, 3. карандашницы, 4. шкатулки, 5. вязальные крючки, 6. гребни, заколки, шпильки, а также ювелирные украшения - серьги, кулоны, броши, бусы, браслеты, 7. художественные плашки для ножей и т.д.
Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными. На праздничных полотенцах и декоративных салфетках, тканый геометрический орнамент сочетается с вышивкой, что придает этим изделиям неповторимое своеобразие.