Методическая разработка раздела программы по всеобщей истории 5 класс выполнила : учитель истории МОУ ПСОШ 2 Первомайской СОШ 2 Гришина Елена Ивановна 2010 год
УМК по всеобщей истории 5 класс
Программа по истории древнего мира 5 класс Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившемся сообществе. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Описание программы курса Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, т. е. представления об определяющем значении какой - либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер. Для усиления преемственности в изложении материала, акцентирования концептуальных положений и внутренних логических связей в программе дана новая последовательность изучения учебного материала по истории Древнего Востока. Наибольшее внимание в программе уделено изучению политической истории, наполненной событиями и действующими лицами, а также вопросам культурного развития античного мира. При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской ( в том числе русской ) культуры наследия античного мира. Программа рассчитана на 68 ч ( по 2 ч в неделю ).
Цели курса - осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя ; - Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории. - Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. - Формировать у учащихся толерантность, широту мировоззрения, гуманизм.
Задача курса - Формирование исторического мышления.
В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки : умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы ; умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходства и различия ; умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения ; умение спорить и отстаивать свои взгляды ; умение под руководством учителя и с его помощью анализировать исторический источник ; умение оперировать историческими датами, в том числе относящихся к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явление ; умение оперировать историческими терминами и понятиями ; умение читать историческую карту, определять местоположение историко - географических объектов.
Структура курса Структурно курс разделен на 4 части : 1 часть - " Жизнь и открытия первобытных людей "; 2 часть - " Древний Восток "; 3 часть -" Древняя Греция "; 4 часть -" Древний Рим ".
Раздел I
Пояснительная записка к I разделу программы В первом разделе курса « Жизнь первобытных людей и их открытия », происходит : знакомство обучающихся с историей как наукой о прошлом человечества ; с тем, что изучает история древнего мира - самая ранняя часть истории ; изучение исторических источников ; знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества в целом ; введение общего понятия « цивилизация », противопоставленное первобытности ; дается представление об общем и особенном при характеристики древнейших обществ, а также представление о том, что отличает древнейших людей от людей современных.
Темы раздела построены таким образом, что ребенок постепенно шаг за шагом входит в удивительный и увлекательный мир истории, знакомясь с тем, как люди охотились, как они добывали огонь, совершали первые открытия и изобретения.
Строение тем раздела Тема 1. Тема 1. Первые люди на земле. Тема 2 Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников. Тема 3 Тема 3. Искусство и религия первобытных людей. Тема 4 Тема 4. Возникновение земледелия и скотоводства. Тема 5 Тема 5. От первобытности к цивилизации. Тема 6 Тема 6. Счет лет в истории.
Цель раздела Добиться овладения учащимися научными знаниями и представлениями о начальном периоде истории человечества.
Задачи раздела Познавательная : - Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичных представлений об истории как науке ; осветить процесс формирования и развития человека, а также показать взаимодействие первобытного человека с окружающей средой. Развивающая : - Развивать способности осмысливать изучаемые события на основе исторических знаний. Воспитательная : - Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре.
Психолого - педагогическая специфика и освоения учащимися учебного Психолого - педагогическая специфика восприятия и освоения учащимися учебного материала. Подростковый возраст относится к переходному, промежуточному периоду развития, периоду бури и натиска, а содержание подросткового возраста характеризуется как кризис самосознания. Только преодолев этот кризис, подросток приобретает чувство индивидуальности. А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии поиска своего я. По словам Б. Ц. Бадмаева, подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков. Девиантное поведение подростков приносит много хлопот не только непосредственным воспитателям – учителям, но и всей воспитательно – образовательной системе. Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название подросткового кризиса, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками.
Одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость. В результате чего, даже обычные нагрузки приводят к переутомлению. Индивидуально - возрастное развитие характеризуется необратимостью своих процессов. На каждом новом витке развития реализуются результаты предыдущего этапа. Перед педагогом встают проблемы : как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить. Установилась закономерность : чем дальше идет процесс обучения, тем ниже активность учеников. В социальную технологию взаимоотношения по формуле учитель снабжает – ученик потребляет, познавательная мотивация ученика, выбор учеником своего места в жизни не вписывается. Формируется определенный тип ученика – интеллектуального потребителя. Информационная потребность. В развитии информационной потребности, главным является – слово. Изучение информационной потребности вскрыло ее прямую зависимость от уровня знания учеников. Чем он выше, тем настоятельней информационная потребность и тем больше школьник проявляет себя как субъект в познавательной деятельности, информационная потребность развивается при условии ощущении учеником успеха, удовлетворения результатом, преодоления трудности.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки.. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам : он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения. Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, т. е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не маленький. К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика : овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т. п
В подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает новые черты и качества. У подростка учителям надо предупреждать или устранять такие недостатки мышления, как склонность к слишком смелым аналогиям, поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям. Внимание подростков постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Значительно увеличивается объем памяти. Немалую роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности младших подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы Овладение учащимися научными знаниями и представлениями о начальном периоде истории человечества. Умение в связанной монологической форме пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрывать содержание иллюстрации. Умение спорить и отстаивать свою точку зрения. Сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний. Учащиеся должны овладеть приемами работы с лентой времени. Способность к творческому решению учебных и практических задач.
Образовательные технологии личностно - ориентированный подход в обучении ; новые педагогические технологии : методы проектов и разноуровневое обучение ; информационные и коммуникационные ; введение государственных стандартов и обязательного минимума содержания ; технология развивающего обучения ; здоровьесберегающее обучение.
Использование ИКТ на уроках истории в 5 классе
Преимущество использования ИКТ Пошаговый контроль Наглядность Быстрота проверки тестов Увеличение объема решаемых задач Психологиче ская комфортность Индивидуаль ный подход к обучению Новизна подачи информации
Цели использования ИКТ на уроке истории Сделать урок современным ( с точки зрения использования технических средств ); приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит ; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником ; помочь учителю в : возможности эмоционально и образно подать материал ; организации закрепления полученных на уроке знаний ; проверке знаний, умений и навыков ; придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера ; экономии времени.
Возможности учителя Подбор иллюстративного материала ; создание электронных наглядных пособий ( таблицы, схемы, диаграммы …); создание задачников ; создание индивидуальных карточек ; создание презентаций ; размещение информации на сайте школы ; создание электронного учебника …
Деятельность учеников Создание таблиц, схем, чертежей, диаграмм ; создание иллюстраций ; решение задач в электронных таблицах ; выполнение творческих работ ( сказки, кроссворды, ребусы, газеты …); создание и оформление работы в текстовом редакторе ; создание презентаций ; поиск информации в сети интернет ; публикации в сети интернет …
совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Заранее выработанные представления о конечном продукте деятельности Реализация Структура проектной деятельности Выработка концепции Определение целей и задач проекта Определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности Создание плана реализации проекта Этапы проектирования Проектная деятельность учащихся
Проектная деятельность в 5 классе Одним из приемов работы на уроках истории в 5 классе является работа по созданию проектов. Учащиеся овладевают такими приемами работы как : 1. Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. 2. Проведение исследования. 3. Подготовка иллюстративного материала. 4. Оформление материала для презентации ( сильные ученики ) или доклада.
Результативность работы над методом проектов Написание докладов. Создание презентаций. « Жизнь первобытных людей »
Методы Объяснительно - иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Частично поисковый или эвристический Исследовательский
Тематическое планирование по разделу « Жизнь первобытных людей и их открытия » урока по программе урока по теме § тема урока Глава 1. Собиратели и охотники каменного века (3 часа ). 2 1 §1 Первые люди на земле. 3 2 §2 Открытия и изобретения древних охотников. 4 3 §3 Искусство и религия первобытных людей. Глава 2. У истоков цивилизации (4 часа + 1 час повторение ). 5 1 §4 Возникновение земледелия и скотоводства. 6 2 §5 От первобытности к цивилизации §6 Счет лет в истории Урок - путешествие по теме : « Жизнь первобытных людей и их открытия ». 1 1 с 3 Введение
Урок 1. Введение Тип урока : изучение нового материала. Цели урока : 1. Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке. 2. Обеспечить усвоение понятий « исторический источник », « Всемирная, или Всеобщая история » 3. Содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории. 4. Формировать умения работать со справочным аппаратом учебника. Содержание темы : 1. О чем рассказывает история Древнего мира. 2. Как изучают историю древних народов. Основные понятия : - Всеобщая или Всемирная история - Археология - Исторический источник - История Форма контроля : Задание на объяснение терминов.
Урок 2. Тема : Первые люди на земле. Тип урока : комбинированный Цели урока : 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогло выжить. 2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с иллюстрациями ; правильно употреблять и объяснять исторические термины. Содержание темы : 1. Человек - потомок обезьян. 2. Как жили древнейшие люди. 3. Овладение огнем. 4. Появление « человека разумного » Форма контроля : Составить рассказ - описание
Урок 3 Тема : Открытия и изобретения древнейших охотников. Тип урока : комбинированный Цели урока : 1. Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей. 2. Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда. 3. Познакомить учащихся с памяткой при работе с исторической картой. Содержание темы : 1. Человек осваивает планету. 2. Значение охоты в жизни людей. 3. Орудия каменного века. 4. Великое оледенение. 5. Лук и стрелы. Форма контроля : - Работа с картой. - Задание на изложение выводов и фактов.
Урок 4. Тема : Искусство и религия первобытных людей. Тип урока : комбинированный Цели урока : 1. Обеспечить усвоение учащимися понятий « религия », « искусство »; причины их появления. 2. Продолжить работу над формированием умения рассуждать, делать выводы. Содержание темы : 1. Человек становиться художником. 2. Что такое искусство. 3. Человек создает богов. 4. Идолы и колдуны. Форма контроля : - Задание на объяснение терминов. - Объяснить причины возникновения первобытного искусства.
Урок 5. Тема : Возникновение земледелия и скотоводства. Тип урока : комбинированный Цели урока : 1. Контроль знаний учащихся по главе 1: « Жизнь первобытных людей и их открытия ». 2. подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которое привело к созданию надежного источника питания людей. 3. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами. Содержание темы : 1. Родовые общины « людей разумных. 2. Племя. 3. Приручение животных. 4. Мотыжное земледелие. 5. Развитие ремесел. Форма контроля : - Тестирование по главе 1. - Задание на сравнение родовой общины и соседской.
Тестовые задания по главе 1 1. Когда на земле появились первые люди : А ) около 2 млн. лет назад Б ) около 10 млн. лет назад В ) около 100 тыс. лет назад. 2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу : А ) гарпун Б ) лук В ) рубило 3. Основные занятия человека в период оледенения : А ) охота Б ) земледелие В ) ремесло 4. Около 40 тыс. лет назад человек стал похожим на современного и назван учеными : А ) « человек умелый » Б ) « человек прямоходящий » В ) « человек разумный » 5. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему человеку : А ) лучше обращаться друг с другом Б ) удачнее охотиться В ) жить в одиночестве Задание на знание терминов : Что означают данные термины : Орудия труда - Гарпун - Религия - Искусство -
Урок 6. Тема урока : От первобытности к цивилизации. Тип урока : комбинированный Цели урока :1. Подвести учащихся к пониманию причин перехода от первобытности к цивилизации. 2. Обеспечить усвоение учащимися понятия « цивилизация ». 3. Продолжить формирование умений составлять рассказ. Содержание темы : 1. Открытие металлов. 2. Появление обмена и денег. 3. Общинники и знать. 4. Что такое цивилизация. Форма контроля : Подготовить развернутый ответ на вопросы : 1. Почему люди не могли научиться выплавлять медь до появления земледелия и скотоводства ? 2. Какие новые явления в жизни людей показывают, что появилась цивилизация ?
Зарождение цивилизации
Урок 7 Тема урока : Счет лет в истории. Тип урока : комбинированный Цели урока : 1. Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний. 2. Познакомить учащихся с системой летоисчисления. Содержание темы : 1. Года, века, тысячелетия. 2. Как считали время в древности. 3. Наша эра. 4. Счет лет до нашей эры. Форма контроля : Составление исторических задач, используя ленту времени. ( прошлое ) до нашей эры наша эра ( будущее ) Рождение Иисуса Христа
Урок 8. Тема урока : Счет лет в истории. Тип урока : урок - практикум Цель урока : 1. Продолжить формирование умений счета лет в истории. Практическая работа : 1. Решение задач. 2. Работа с лентой времени. Примеры заданий, выполняемых на уроке : - Какой год был последним в XX веке ? - К какому веку относятся : 998 г - _________ 1242 г -________ 1941 г -__________ 2010 г -________ - Какой год был раньше : 40 г до н. э. или 20 год н. э.? На сколько лет раньше ? Сосчитайте и отметьте на ленте времени. Форма контроля : Решение задач на счет лет в истории.
Контрольно - измерительный материал по разделу * Тесты
* Карточки с заданиями Карточка 1. Подготовьте развернутый ответ на вопрос « Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом ?» Для этого вспомни : 1. Кого называют археологами ? 2. Как работают археологи ? 3. Как находят археологические памятники ? 4. Что называют историческим источником ? Сделайте вывод.
* Контурные карты
Подготовка к ЕГЭ 1. Работа с тестовыми заданиями. Пример : Занятие людей, приведшее к возникновению скотоводства : а ) охота в ) рыболовство б ) собирательство г ) земледелие
2. Карточки с заданиями, требующими определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание : Пример : а ) Древнейшие люди жили на земле более _______ лет назад. б ) Вера в богов и духов _____. 3. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях : Пример : Установите соответствие : А ) Ксеркс 1) Марафонская битва Б ) Мильтиад 2) бои в Фермопильском ущелье В ) Солон 3 ) отмена долгового рабства
4. Работа с текстом Пример : Прочитайте отрывок из книги « Борьба за огонь » и ответьте на вопросы к тексту. «… В неприглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости ; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем : огонь был мертв ! Они поддерживали его в трех клетках … Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота … И вот теперь он мертв !... Уламны почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.» 1) Что давал огонь первобытным людям ? 2) Как они его сохраняли ? 3) Почему потеря огня считалась несчастьем ?