Крестьянская проблематика в произведении Н. А. Некрасова «Школьник» Роль картины «Порожняки» И. М. Прянишникова в раскрытии данной темы Роль картины «Порожняки» И. М. Прянишникова в раскрытии данной темы
«…Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай...» Увидев эту картину, зрители всегда вспоминают стихотворение Некрасова «Школьник». Картина Прянишникова «Порожняки»
Некрасов посвятил стихотворение крестьянскому юноше, идущему в город учиться. Школьник крестьянский мальчик, который отправляется пешком в город.
Глядя на него, поэт с надеждой вспоминает "архангельского мужика" Ломоносова, который ушел из деревни с обозом в Москву и стал со временем величайшим ученым.
Доброжелательный рассказчик приглашает его к себе в попутчики и пророчит мальчику славное будущее. «- Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок - Невеселая дорога... - Эй, садись ко мне, дружок!»
Мальчик из бедной семьи: «Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.»
Но тяжелое материальное положение не в силах истребить в русском народе тягу к знаниям. Рассказчик оптимистически полагает, что «не без добрых душ на свете» и мальчику помогут выйти в люди, как бы ни было трудно преодолеть сопротивление «Тупых, холодных и напыщенных собой».
«Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь... Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.»
Тема выходца из народа закономерно связывается с именем М. В. Ломоносова, ранее упомянутого нами: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.»
Простой крестьянин на протяжении всего пути пророчит мальчику исполнение его мечты, он искренне переживает за него. «Не без добрых душ на свете - Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете - Сон свершится наяву! Там уж поприще широко: Знай работай, да не трусь... Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь ! Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, - Столько добрых, благородных, Сильных любящих душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!»
По снежной равнине тянется обоз. Крестьяне отвезли в город товар и теперь порожняком возвращаются в деревню. Вечереет. Далеко, у края поля, горит полоска заката. Ветер поднимается над полем. Мороз к ночи крепчает. В последних санях съежился от холода юноша в легком пальтеце. От старого шарфа, обмотанного вокруг шеи, тоже тепла немного.
На первый взгляд, картина грустная: зимние сумерки, ветер, мороз, бесконечная дорога и закоченевший юноша- бедняк. Но мы разглядели в санях рядом с юношей узелок с небогатым имуществом и связку книг. Мы угадали в замерзшем юноше того мальчишку, который вырвался в город учиться и теперь воспользовался случаем, чтобы съездить домой.
Среди первых зрителей картины было немало вчерашних бедняков, постоянным трудом пробивших себе путь к знаниям. Эти люди радовались упорству мужицкого сына, верили, что выдержит он и холод, и голод, и дальнюю дорогу,- все выдержит и добьется своего. В стихотворении и картине отразились надежды на обновление России в результате пробуждения духовной активности народа, чему должно было способствовать просвещение.
Работу выполнила ученица 10 класса: Новоселова Ольга.