Московская средняя общеобразовательная школа имени И.Ярыгина Китаева Вера Георгиевна учитель истории и обществознания высшее педагогическое образование высшая категория Педагогический стаж – 40 лет
«Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности учащихся». НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса» Ш.А. Амонашвили.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА Пассивность и безразличие учащихся на уроке Снижение мотивации учащихся Слабая познавательная активность учащихся Необходимость повышения эффективности обучения Недостатки классического традиционного урока Превращение ученика из объекта в субъект учебной деятельности Необходимость использования современных организационных форм проведения занятий
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА Использование нетрадиционных форм уроков: Способствует интеллектуальному развитию школьников Дает возможность для подготовки активной творческой личности Использование разнообразных форм преподавания может сделать изучение предмета более увлекательным Формирует положительную мотивацию учения Активизирует познавательную деятельность учащихся Развивает самостоятельность в учебной деятельности Воспитывает активную жизненную позицию ученика Развивает творческое мышление школьников
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ Использование нетрадиционных форм проведения уроков дает возможность ученика- грамотную, активную, творческую личность, способную успешно реализоваться в будущей профессиональной деятельности
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОПЫТА Объяснительно-иллюстративное обучение Проблемно-развивающее обучение Традиционный урок истории Современный урок истории (включая информационные технологии) 1. Опрос по пройденному материалу 2. Объяснение нового материала 3. Закрепление изученного материала 4. Домашнее задание 5. Прочие элементы урока 1. Актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия учащихся 2. Формирование системы новых знаний и способов действий учащихся 3. Применение знаний и способов действия Сравнительный анализ элементов структуры урока при различных методах обучения
ТЕХНОЛОГИИ На блочно-модульной основе Интерактивная технология Информационные технологии Индивидуальная работа На концептуальной основе Метод исторического конструирования
Нетрадиционные формы обучения предполагают: использование коллективных форм работы; привитие интереса к предмету; развитие умений и навыков самостоятельной работы; активизацию деятельности учащихся; при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал; более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения; становление новых отношений между учителем и учениками
ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА 1. Замысел. 2. Организация. 3. Проведение. 4. Анализ. Замысел. Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие: - определение временных рамок; - определение темы урока; - определение типа урока; - выбор класса; - выбор нетрадиционной формы урока; - выбор форм учебной работы. - определение временных рамок.
РЕЗУЛЬТАТИНОСТЬ ОПЫТА В рамках концепции современного российского образования я работаю над созданием условий для актуализации таких психолого-педагогических механизмов, которые бы обеспечили включение растущего человека в систему общечеловеческих ценностей, путем активизации деятельности учащихся с применением нестандартных форм на уроках истории
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 11-а; 22,70% 11-б; 40,80% 0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00% 45,00% Первое полугодие учебного года Качество знаний учащихся по итогам полугодового тестирования по Истории России
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
НОВИЗНА ОПЫТА Нетради- ционные формы уроков истории Обобщение передового педагогического опыта по теме Выделение критериев отбора материала Систематизация материала
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Представленный педагогический опыт может быть интересен : учителям истории и обществознания учителям начальных классов педагогам-психологам заместителям директора по начальной школе творчески рабочим учителям
ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА Подбор материала в соответствии с критериями Разработка уроков и их методическое обеспечение Подбор заданий проблемного характера