В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п.3 ст.9 Закона РФ "Об образовании").
Главным предметом стандартизации теперь выступают требования: к результатам к структуре к условиям реализации
Основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования Программа развития школы Программа дополнительного образования
На основе примерной ООП НОО образовательное учреждение в соответствии с п. 6, 7 ст. 32 Закона «Об образовании» самостоятельно разрабатывает и принимает рабочую ООП по ступеням школьного образования.
В ФГОС НОО п.14 записано: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
программа действий всех субъектов образовательного процесса определенной ступени школьного образования по достижению качественных результатов современного образования.
опираться на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты Реализовываться в рамках пятидневной учебной недели Учебный (образовательный) план образовательного учреждения должен стать механизмом реализации ООП. Задавать новый формат жизни и новый формат управления школой.
Иметь (или создать) информационную среду образовательного учреждения. В ОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждения данной программы родительской общественности, педагогов других ступеней школьного и дошкольного образования, администрации ОУ, исходя из целей и задачей образовательного учреждения.
со ст.9 п.6 Закона РФ "Об образовании" являются только учебный план и учебные программы отдельных курсов, дисциплин и модулей.
пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; базисный учебный план образовательного учреждения; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается образовательным учреждением.
обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования; обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; повышения профессионального мастерства педагогов.
прогностическую функцию функцию оперативного изменения учебного предмета, курса функцию целеполагания информационную функцию организационно- методическую функцию контрольно-диагностическую функцию оценочную функцию
Программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).
пояснительную записку общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально- технического, учебно- методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями; Использование имеющейся авторской программы; Использование авторской программы с внесенными изменениями; Авторская программа учителя;
1.1. Познакомьтесь с ФГОС 1.2. Познакомьтесь ООП НОО 1.3. Выделите и осмыслите компетентностную модель выпускника начальной школы 1.4. Проанализируйте компетентностно- ориентированный учебный план 1.5. Познакомьтесь с требованиями к материально-техническому оснащению учебного процесса, отраженными во ФГОС
2.1. Познакомьтесь с примерной учебной программой дисциплины 2.2. Проведите сопоставительный анализ рабочей программы и примерной учебной программы дисциплины ФГОС НОО 2.3. Изучите аналоги рабочих программ по Вашей дисциплине
3.1. Определите перечень результатов образования (соответствующих компетенций), формируемых дисциплиной 3.2. Диагностично сформулируйте цели изучения дисциплины, трансформируемые в систему компетенций по данной дисциплине 3.3. Определите место дисциплины в структуре ООП
3.4. Отберите содержание программы 3.5. Структурируйте содержание учебной дисциплины 3.6. Определите образовательные технологии, посредством которых будут сформированы заявленные компетенции 3.7. Спроектируйте самостоятельную работу (график, содержание, формы организации и контроля)
3.8. Сформируйте фонд оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации, 3.9. Разработайте учебно- методическое и информационное обеспечение дисциплины Разработайте материально- техническое обеспечение реализации рабочей программы, согласно требованиям ФГОС
4.1. Ознакомьтесь с требованиями к оформлению рабочих программ (компоненты рабочих программ, технические характеристики для электронного варианта) 4.2. Приведите эскизный проект рабочей программы в соответствие с указанными требованиями
5.1. Представьте программу на первый уровень экспертизы (ШМО) 5.2. Внесите поправки в рабочую программу с учетом заключения экспертизы I уровня и рекомендаций 5.3. В случае необходимости представьте иные документы об оценке качества рабочей программы:
6.1. Представьте рабочую программу на утверждение 6.2. Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу). 6.3.Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел
7.1. Систематически вносите целесообразные изменения 7.7. На этапе вводного контроля оцените исходный уровень формирования компетенций. На этапе текущего контроля зафиксируйте изменение уровня освоения компетенции. На этапе итогового контроля – уровень сформированности компетенций.
Администрацией общеобразовательного учреждения ведется периодический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ.