Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно- деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно- практических и жизненных проблем. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно- деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно- практических и жизненных проблем.
Этапы формирования УУД 1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД; 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения 4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Формирование любых личностных новообразований умений, способностей, личностных качеств возможно лишь в деятельности Формирование любых личностных новообразований умений, способностей, личностных качеств возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). (Л.С. Выготский).
Универсальные учебные действия Личностные Личностные Познавательные Познавательные Коммуникативные Коммуникативные Регулятивные Регулятивные
Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности) Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности) Смыслообразование (т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом) Смыслообразование (т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом) Нравственно – эстетического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Нравственно – эстетического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
Познавательные УУД Общеучебные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации - знаково-символические - моделирование Логические Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ) постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ) разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация) разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация) управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий) управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий)
Регулятивные УУД целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действияв случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действияв случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы) оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы) саморегуляция ( способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий). саморегуляция ( способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий).
Средства формирования УУД Работа с текстом: Работа с текстом: - прием прогнозирования - прием составления плана - прием составления граф-схемы - прием тезирования - прием логического запоминания учебной информации - чтение с остановками - чтение с пометками - составление кластера
Средства формирования УУД Создание проблемной ситуации на уроке (реализация исследовательского подхода к обучению) Создание проблемной ситуации на уроке (реализация исследовательского подхода к обучению) Дискуссия Дискуссия Групповая работа, работа в парах Групповая работа, работа в парах Проектная и исследовательская деятельность Проектная и исследовательская деятельность Театрализация Театрализация Составление портфолио Составление портфолио