Цель олимпиады по информатике способствовать поиску наиболее одаренных школьников. Важной особенностью задач, используемых при проведении школьного и муниципального этапов, является ориентация их на проверку развития у учащихся теоретического мышления, логики, а также творческих способностей и интуиции. Задачи школьного этапа олимпиады должны быть такой сложности, чтобы не отпугнуть учащихся, а дать им возможность продемонстрировать свои лучшие качества.
Основные критерии отбора олимпиадных задач для проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике : оригинальная формулировка задачи (или идея ее решения); в тексте условия задачи не должны встречаться термины и понятия, выходящие за пределы изучаемых в рамках базового учебного плана предметов; задача должна быть однозначно определена; задача не должна требовать для своего решения специальных знаний; формулировка задачи должна предполагать наличие этапа формализации при ее решении; задача должна быть разумной сложности и трудоемкости.
Олимпиадные задачи для школьного и муниципального этапов олимпиады по информатике отличаются тематическим разнообразием. Из опыта олимпиад можно выделить наиболее часто встречающиеся разделы информатики, к которым с можно отнести тематику задач: комбинаторика; сортировка и поиск; обработка последовательностей; алгоритмы на графах; элементы вычислительной геометрии. перебор вариантов и методы его сокращения; динамическое программирование;
Методика решения олимпиадных задач Этапы решения олимпиадных задач: Разбор условия задачи. Формализация условия задачи. Разработка алгоритма решения задачи. Программная реализация алгоритма. Отладка и тестирование программы. Отправка решения на проверку.
Важно отметить, что текст задачи нужно всегда внимательно читать от начала и до конца, поскольку ключевое условие может быть спрятано, например, в формате входных или выходных данных, а также в приведенных примерах файлов входных и выходных данных. При разработке программы следует также обратить особое внимание на описание формата входных и выходных данных, приведенное в условии задачи. Имена входного и выходного файлов также описаны в условии задачи, и неправильное их написание в программе считается ошибкой. Необходимо помнить при написании программы, это сохранение редактируемых файлов во время тура. Полученная программа должна соответствовать заданной размерности входных данных и удовлетворять ограничениям на память и время работы, заданные в условии задачи.
Задача 1 «Запись музыки» (15 баллов) Проверить, поместится ли на диске компьютера музыкальная композиция, которая длится m минут и n секунд, если свободное дисковое пространство 6 мегабайт, а для записи одной секунды звука необходимо 16 килобайт. Алгоритм решения: Использование расчетной формулы и условного оператора.
Задача 2 «Кодовый замок сейфа» (20 баллов) Из 10 букв нужно набрать 3. Повторение букв допустимо. Подсчитать количество возможных комбинаций кодов. Алгоритм решения: Задача на комбинаторику. Для решения необходимо применить типовой алгоритм формирования групп размещения с повторениями. Используются вложенные циклы.
Задача 3 «Прямоугольник» (30 баллов) На плоскости изображено N прямоугольников. Каждый прямоугольник задан координатами левой нижней и правой верхней вершин. Определить, имеют ли прямоугольники общую площадь y x
Алгоритм решения: Если максимальная координата по оси Х левых нижних вершин прямоугольников будет меньше минимальной координаты правых верхних вершин и максимальная координата по оси У левых нижних вершин прямоугольников будет меньше минимальной координаты правых верхних вершин, то общая площадь есть. Используется типовой алгоритм нахождения максимального (минимального ) элемента массива.
Задача 4 «Магический квадрат» (35 баллов) В квадрате размером 3x3 клетки поставить числа 1, 2,...,9 так, чтобы суммы чисел, стоящих в каждом ряду, столбце, в каждой диагонали, были равны. Задача на способ заполнения двумерного массива.
Алгоритм решения (индийский способ): 1.В середине верхней строки ставим 1, в последней строке соседнего справа столбца Следующие числа ставят в диагональном направлении. 3. Дойдя до правого края квадрата, переходят к крайней левой клетке ближайшей вышележащей строки. 4. Дойдя до верхнего края квадрата, переходят к самой нижней клетке соседнего справа столбика. Примечание. Дойдя до правой верхней угловой клетки, переходят к левой нижней. 5. Дойдя до уже занятой клетки, переходят к клетке, лежащей непосредственно под последней заполненной клеткой. 6. Если последняя заполненная клетка находится в нижнем ряду квадрата, переходят к самой верхней клетке в том же столбце.
Часто встречающиеся ошибки: Не соответствует формат ввода-вывода данных условию задачи Рассмотрены не все возможные случаи Не правильно задан тип данных (размерность) Потеря редактируемых файлов во время тура
Минимальная база знаний для олимпиады по информатике. Язык программирования: базовые алгоритмические конструкции, стандартные математические функции, процедуры и функции для обработки строковых переменных, процедуры и функции для работы с массивами. Типовые алгоритмы.
Задачи на олимпиадах по информатике не всегда соответствуют Стандарту основного и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Более того, в качестве решения этих задач на олимпиаде требуется предъявить отлаженные программы, написанные на языке программирования высокого уровня, а не описания алгоритмов. Поэтому по результатам олимпиад не корректно оценивать работу конкретного учителя информатики, так как программа школьного курса информатики не может охватить все темы, изучение которых могло бы улучшить результаты выступления школьников на олимпиадах.