Тема: «Интеграция содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГТ» Шакирова Т.В.
Нормативная база b Приказ 655 Министерства образования и науки «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Понятие «Интеграция» b -Объединение в целое, в единство каких- либо частей, элементов ( О.С.Гребенюк,А.Я.Данилюк,Б.М.Кедров,Г.Ф.Федорец,М.Г.Чепиков) b -состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обуславливающий такое состояние (О.М.Сичивица) b -Процесс и результат создания неразрывно связанного единого, цельного ( И.Д.Зверева, В.Н.Максимова,Л.Н.Бахарева).
Понятия: b -Процесс интеграции b -принцип интеграции (ФГТ) b -интегративные процессы b -интегративный подход
Процесс интеграции- b -объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости
Принцип интеграции- b -взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами,он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.
Интегративный подход- b -реализация принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.
Интегративные процессы- b -процесс качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.
Уровни интеграции: b -межпредметная интеграция; b -внутрипредметная интеграция.
Межпредметная интеграция - синтез фактов, понятий, принципов двух и более образовательных областей
Модель межпредметной интеграции по образовательным областям Здоровье Физическая культура Безопасность Музыка
ПОЗНАНИЕ Коммуникация Художественное творчество музыка
Внутрипредметная интеграция- интеграция понятий, знаний, умений внутри одной образовательной области
Модель внутрипредметной интеграции: по виду деятельности Художественное творчество (Тема единая) лепка аппликация рисование
По виду искусства: скульптура Художественное творчество (тема единая) Декоративно- прикладное искусство живопись
Интеграция рассматривается как цель и средство обучения. b - как цель-создание у ребенка целостного представления об окружающем мире b -как средство-нахождение общей платформы сближения предметных знаний
Педагогическая интеграция - установление связей и отношений педагогическими средствами и ради педагогических целей, т.е объединение знаний из разных областей для целостного представления об окружающем мире.
Осуществление проекта интегрирования b -I этап: b 1. Определение направления(цели) интеграции b 2.Подбор объектов интегрирования и их анализ. b 3.Выбор формы процесса интеграции. b 4.Определение вида интеграции
II этап: b 1. Выбор системообразующего фактора(идея) b 2.Создание новой структуры новообразования b 3. Установление связей и зависимостей компонентов интегрирования b 4. Применение способов интегрирования. b 5. Фиксирование нового интегративного образования.
III этап: b 1. Мысленный эксперимент по применению новой интегративной формы. b 2.Оценка проекта интегративного образования b 3.корректировка проекта b 4.Экспериментальное внедрение проекта.
Условия выполнения интеграции: b 1. Объекты исследования должны совпадать либо должны быть достаточно близкими b 2.Используются одинаковые или близкие методы исследования b 3.Строятся на общих закономерностях, теоретических концепциях.
Используемая литература: b -О.Бурляева «Интегрированные занятия в детском саду: история и современный взгляд»,Детский сад от А до Я, 2,2006 b -И.В.Штанько «Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход» М.ТЦ «Сфера» b -М.В.Лазарева «Интегрированные занятия по познавательному развитию детей» Воспитатель 10, 2008.
Спасибо за внимание