Значение контроля и оценки знаний обучающихся.
Под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка же является результатом этого процесса.
Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).
Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами. Следовательно, проверка – это сверка учебных достижений ученика с нормативом (эталоном, стандартом, требованиями).
Одной из причин плохой подготовленности ученика к уроку, отрицательных отметок на контрольных работах и прочих результатов обучения и воспитания является качество учебно- воспитательного процесса, организованного учителем.
Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для: - получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; - выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя; - установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
К наиболее серьезным недостаткам относятся: - направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов; - преимущественная ориентация контрольно- оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Проблема оценочной функции школы упирается в решение трех основных вопросов: 1. С какой целью оценивать учебные успехи детей? 2. Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников? 3. Как лучше обеспечивать объективность оценок?
Из этого вытекают три функции учителя: 1.Создание условий для включения в самостоятельную, познавательную, учебную деятельность учащихся; 2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона; 3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Контроль - процедура получения информации о деятельности и ее результатах, обеспечивающую обратную связь.
Важнейшие принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости): Объективность Систематичность Принцип наглядности (гласности)
Основной дидактической функцией проверки является: обеспечение обратной связи между учителем и учащимся; получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала; своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях
Основные функции отметки: контролирующая и стимулирующая.
открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;
создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;
введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.