Организация внеурочной деятельности школьников в рамках реализации ФГОС Автор: Крючкова Л.И.
В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела Вариативная часть Инвариантная часть Внеурочная деятельность
спортивно – оздоровительное духовно - нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
художественно-эстетическоеспортивно-оздоровительноегражданско-патриотическоенаучно-познавательноепроектная деятельность Направления внеурочной деятельности:
Задачи: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка
Этика – азбука добра Основная цель факультатива – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности. Общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.
Школьный этикет Правила общения О трудолюбии. Культура внешнего вида Внешкольный этикет Содержание программы.
«В мире книг» Факультатив « В мире книг » способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развития индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младших школьников. Сочетание учебной и внеучебной деятельности способствует всестороннему развитию личности учащихся. Каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту
Внеклассная проектная деятельность Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:. направлены на достижение конкретных целей; включают в себя координированно е выполнение взаимосвязанных действий; имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимы и уникальны
Цель работы над проектами в начальной школе: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Порядок действий в работе с проектами 1.Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов.
Проекты отличаются друг от друга результатом: - поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.); - мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.); числом детей индивидуальная деятельность (получаемый продукт результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся); работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.); коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.); продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
Варианты проектной деятельности в рамках факультативного курса В мире книг» Тема: сказки Проекты: Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке). Герои сказок в лепке. Герои сказок в рисунках. Создание костюмов для сказочных персонажей. Постановка спектакля по мотивам одной из сказок. Создание собственных сказок. Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Воспитательный результат внеурочной деятельности Воспитательный эффект внеурочной деятельности непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. влияние (последствие) того или иного духовно- нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности: 1уровень школьник знает и понимает общественную жизнь, приобретает социальные знания, понимания социальной реальности и повседневной жизни. 2уровень школьник ценит общественную жизнь, формируются позитивные отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. 3уровень школьник самостоятель-но действует в обществен- ной жизни, получение опыта самостоятельног о социального действия.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности Цель: выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник
Источники: Внеурочная деятельность (картинки) ir-zhi.ru