Проектные задачи в основной школе
«Задача» «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Типы задач используемые в образовательной практике Учебная задача Конкретно-практическая задача Творческая (олимпиадная задача)
Типы задач используемые в образовательной практике Учебная задача - направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения Конкретно-практическая задача - ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри учебного предмета Творческая (олимпиадная задача) – не имеет готового формального способа решения
Перечисленные типы задач не позволяют: научить самостоятельному выбору способа решения задачи, когда он не виден явно; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто не знал бы до решения этой задачи; содержательно мотивировать способ решения задачи в малой группе; оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но с использованием известных детям способов действий; задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
Проектная задача система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Отличие проектной задачи от проекта Проект Проектная задача для реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных
Итог решения проектной задачи реальный нематериальный «продукт» «продукт» (текст, схема макет, (качественное таблицы,графики и т.д.) изменение самого ребёнка)
Типология проектных задач Предметные и межпредметные Одновозрастные и разновозрастные Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.
Основная педагогическая цель проектных задач. 1 – 4 классы 5 – 6 классы Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдений выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
Педагогические эффекты от проектных задач задает реальную возможность организации сотрудничества детей между собой при решении поставленной ими самими задачам; учит способу проектирования через специально разработанные задания; даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты.
Способности формируемые в ходе решения проектных задач рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); ставить и удерживать цели; планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы- модели, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Как устроена проектная задача? Где ее место в образовательном процессе? Как могут быть оценены результаты?
Основные этапы проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации Анализ ситуации (надо ли ее решать?). Переформулирование ее в проблему (в чем проблема?). Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?). Оценка необходимости выполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?). Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?). Поиск средств, возможных путей решения перевод проблемы в задачу. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем делать и каким будет результат?). Решение проблемы. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?). Представление полученного результата.
Признаки проектной задачи начинается с проблемы, которая представляет интерес для учащихся; имеет общий сюжет, описывающий реальную ситуацию из жизни; состоит из нескольких взаимосвязанных заданий, решение которых позволит справиться с заявленной проблемой; предполагает использование набора известных и открытия неизвестных детям способов действия; включает в себя определенные «шумы» - лишние данные, отвлекающие моменты, создающие препятствия для решения;. собирает в последнем задании всё то, что выполнила группа в предыдущих заданиях.
Структура проектной задачи Описание проблемы (квазиреальная, модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько. Проектная задача должна содержать набор (или систему) в явном или скрытом виде действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Система заданий может требовать разных «стратегий». Местом сборки «продукта», оформление итогового результата является итоговое задание.
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата.
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский