Взаимодействие учителя- логопеда и семьи по речевому развитию Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» Хуснутдинова Фарида Халиловна г. Югорск «ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ НАШИМ ТРУДОМ» В.А. Сухомлинский
Логопед Семья Педагог и ДОУ Модель взаимодействия в коррекционно-образовательном пространстве Медицин ский персонал
Активность + Осознанность + Самостоятельность + Компетенция Наш девиз в работе с родителями: «МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС!» Форму ла
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования " Общий объём обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: ….; …; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
УСТНАЯ РЕЧЬ Звукопро- изношение Лексический строй Грамматический строй
Проявления речевых нарушений: Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование,пропуски, искажение, замены звуков. Нарушения слоговой структуры слова: пропуски, перестановки звуков и слогов в слове, уподобление одних слов другим: дерево (деверо), гольфы (гофли), ананас (нананас). Лексические недостатки: бедный словарный запас, отсутствие или недостаточность в словаре одной части речи (глаголов, наречий, местоимений), непонимание значений слов и их неадекватное использование (антонимы, синонимы, многозначные слова). Аграмматизмы в речи: несогласование в роде, числе, падеже, лице слов в предложении, неправильные формы слов, необоснованное словотворчество, неумение образовывать новые формы слов («волчий»-волкин, «варенье из персиков» -персячье). Нарушения связного высказывания (фрагментарность в пересказе текста, пропуск важных частей текста, неумение установить причинно-следственные связи между объектами в тексте). Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп, замедленный темп речи, запинки, спотыкания, необоснованные остановки в речи.
Чтобы речь была правильной: Ребёнок должен произносить все звуки родного языка. Не пропускать и не переставлять в словах звуки и слоги (соблюдать слоговую структуру слова). Иметь достаточный словарный запас (лексикон). Знать и понимать значение всех употребляемых слов. Уметь согласовывать слова в предложении. Уметь строить связное высказывание (рассказ, пересказ).
Причины нарушений речи: Перинатальная (внутриутробная) патология Натальная патология (во время родов) Постнатальная патология (после рождения) Наследственные: генные и хромосомные заболевания. Гипоксические: внутриутробное кислородное голодание. Травматические: внутричерепные кровоизлияния. Химические: лекарства, никотин, алкоголь, наркотики, экология. Радиоактивные: облучение. Травматические: родовая травма (повреждения г.м. и спинного мозга), внутричерепные кровоизлияния; парезы рук, диафрагмы, мимической мускулатуры; отёк мозга. Акушерско- гинекологическая патология. Асфиксические: кислородное голодание плода. Недоношенность. Наследственные: (проявившиеся в период становления речи). Травматические: отрытые и зарытые ч-м травмы. Биологические: нейроинфекции, вирусные инфекции. Соматические: ослабленные, ЧБД, хронические заболевания. Социально- психологические: условия воспитания в семье.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ Информационно- аналитический блок Блок коррекционно-педагогического просвещения Блок привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс
Информационно-аналитический блок Тестирование и анкетирование родителей «Эффективность работы по речевому развитию», «Речевые проблемы – они есть или их нет?» Сбор анамнестических данных Индивидуальные беседы Дни открытых дверей Рекламные проспекты «День за днём», «Дополнительные услуги, предоставляемые ДОУ»
Блок коррекционно- педагогического просвещения Выступления на родительских собраниях Открытые логопедические занятия Информационные стенды Папки-передвижки, буклеты, шпаргалки Страничка «Для Вас, родители!» на сайте ДОУ Библиотека- передвижка Лекции, конференции Логопедические пятиминутки
Блок привлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс Видео-журнал ребенка «Ступеньки к успеху» Педагогическая гостиная Фотосессии, фоторепортажи « Умные пальчики», «Волшебный мир игры» Семинары- практикумы «Скоро в школу!» Участие в проектной деятельности Почта доверия «У меня вопросы есть!» Индивидуальная тетрадь «Советуем выполнить дома»