«Обеспечение преемственности в обучении как условие повышения качества образования» Подготовила учитель начальных классов лицея 6 г.Ессентуки Гукасова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адаптация к многоголосице требований учителей; Увеличение количества предметов; Кабинетная система; Единство подхода к критериально - оценочной деятельности.
Advertisements

Адаптация Первы й период – это первый год жизни ребенка; Первы й период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить;
Педагогический совет Проблема преемственности начального и среднего звена. Модель выпускника 4 класса.
Малый педагогический совет "Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную»
Адаптация учащихся 5-х классов в период перехода на ступень основного общего образования.
Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить; Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли,
Проблема преемственности начального и среднего звена школы в обучении и воспитании учащихся ( Выступление на педсовете «Вопросы преемственности») Работу.
Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов 2007 – 2008 учебный год.
Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить; Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли,
Тема. Преемственность в образовании между I и II ступенями обучения. презентацию подготовила заместитель директора по УВР МОУ «Линевская СОШ» Миронова.
Заседание городского методического объединения учителей начальных классов от 2 ноября 2010г Вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся начальной.
«Готовность младших школьников к обучению в среднем звене»
Подготовила: педагог-психолог Степанова В.Н.. Цель: активизация внутренних резервов младших подростков, способствующая успешному освоению нового социального.
Социальная адаптация (лат. adaptatio –приспособление) – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё.
«Организация работы школы по преемственности: начальная школа-среднее звено» учитель математики Волкова Н.М. Январь 2011.
Разработка модели шестилетней начальной школы г. Руководитель эксперимента доктор педагогических наук Яков Семенович Турбовской Департамент Образования.
Психологические особенности адаптации школьников. Обеспечение преемственности.
Что такое адаптация? Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Адаптация - приспособление организма к условиям среды.
Качество знаний учащихся 5-х классов по результатам стартового среза в 2013/2014 учебном году.
«Адаптация школьника в период перехода из начальной школы на среднюю ступень обучения» Педагог-психолог ГБОУ СОШ 1287 Лобачевская Ольга Вадимовна.
Транксрипт:

«Обеспечение преемственности в обучении как условие повышения качества образования» Подготовила учитель начальных классов лицея 6 г.Ессентуки Гукасова Л.Г.

Проблема: Дезадаптация учащихся Цель: Коллективное изучение трудностей обучения 5-классников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.

Периоды адаптации Первый период – это первый год жизни ребенка Второй период - когда ребенок учится говорить Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад) Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе

Этапы адаптационного периода учащихся 5 классов подготовительный (май, июнь, август); собственно адаптационный (сентябрь, -октябрь); постадаптационный или аналитический (октябрь, ноябрь).

Роль участников образовательного процесса в адаптационный период Учитель -предметник Классный руководитель Администрация Психолог Ученики и родители

Критерии готовности к обучению в средней школе: сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах); УСПЕХ

Диагностика учителей Знали классный коллектив Учитывают возрастные особенности Используют поощрение и похвалу Используют педагогические технологии 25% 6% 44% 68% 0% Используют эдоровьесберега ющие технологии

Причины дезадаптации ученика Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях; несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста; неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста; скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

Причины дезадаптации ученика Невладение методикой активизации учебно- познавательной деятельности пятиклассников; недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся; недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе; низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

Диагностика учителей 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% Многообразие предметов Авторитарный стиль в 4 классе Увеличение темпа работы Уровень знаний Нет проблем 19% 13% 31% 14% 23%

Диагностика учащихся Отношение к лицею 82% 12% 6% Нравится Не нравится Отношение к учителям 41% 30% 29% Классный руководитель Все учителя ОПРЕДЕЛЁННЫЙ УЧИТЕЛЬ Отношение к учебному труду 62% 30 % 8% Всё равно Трудно учиться Легко учиться Отношение с одноклассниками 61% 24% 4% 11% Много друзей Всё равно Межличностные проблемы с одноклассниками Нет друзей Всё равно

Причины дезадаптации ученика Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе; рассогласование в сложности содержания образовательных программ; неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе; неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания; неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.

Диагностика учащихся Интерес к изучаемым предметам 69% 14% 12% 5% Любимый предмет 46% 24% 9% 21% Самый трудный предмет 41% 16% 10% 33% Интерес к учёбе 82% 12% 6% Все предметы Технология Математика Предметы гуманитарного цикла Все предметы Математика Технология Нет интереса Русский язык Математика Информатика Другие предметы Нравится учиться в 5 классе Нравилось учиться в 4 классе Всё равно

Состояние учащихся С психологической точки зрения: С педагогической точки зрения : низкая организованность; учебная рассеянность; недисциплинированность; сниженный интерес к учёбе и её результатам сниженная самооценка; высокий уровень ситуативной тревожности.

Рекомендации по обеспечению здоровьесбережения пятиклассников на уроках Использовать продуктивные формы и методы обучения, учитывающие индивидуально- психологические особенности школьников, подбирать домашние задания эффективные, содержательные, по объему соответствующие норме вводить в учебную деятельность оздоровительные паузы ( динамические паузы, гимнастика для глаз ) с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения активно внедрять рефлексию через курс учебных предметов вводить учащимся информацию о здоровьесберегающем поведении создавать благоприятный психологический климат процесса учения.

Сравнительный анализ качества знаний учащихся в переходный период 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 4А 5А4Б 5Б4В 5В4 кл. 5кл 62,5% 62% 61% 62% 58% 48 % 26% 48 %

Комплексно-целевая программа ЦЕЛЬ: способствовать формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации; формировать позитивную Я – концепцию и устойчивую самооценку; повысить уровень психологической готовности к обучению; оказание действенной помощи в работе по самоорганизации, самоконтролю; развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.

Комплексно-целевая программа НАПРАВЛЕНИЯ Психологическая диагностика Коррекционно-развивающая работа Профилактическая работа Консультативная работа с педагогами и родителями Аналитическая работа

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ Как можно раньше определить учителей- предметников и классных руководителей будущих 5 - ов. Посещение уроков в 4-х классах учителями- предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий. Изучение учебных программ Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

Единые требованиям к уроку Единые требованиям к уроку : подготовка ученика к уроку; домашнее задание - своевременно, с объяснением, в соответствии с объемом классной работы; выставление оценок учителем - предметником в дневник регулярно; контроль за дисциплиной учащихся: а)пропуски отмечать в классном журнале, доводить до сведения родителей в этот же день, б)опоздания отмечать в дневнике учащихся, в)удаление учащихся с уроков не практиковать.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯМ - ПРЕДМЕТНИКАМ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Рассматривать самообразовательную работу учителя как основу повышения педмастерства. Совершенствовать методику организации различных типов урока. Разнообразить методы организации учебной деятельности учащихся на уроке с целью активизации, повышения их познавательной активности. Предусмотреть освоение методических приемов инновационных технологий начальной школы в старших классах. Разработать единую систему повторения учебного материала начальных классов по русскому языку и математике в 5 - м классе. Внедрять НОТ учащихся: организация самостоятельной работы, работы с книгой. Шире использовать дидактический материал, наглядные пособия, графики, опорные таблицы, алгоритмы.