«Если вы думаете, что можете или нет, в любом случае вы правы» Генрих Форд
Цель: определить степень значимости психолого - педагогического изучения школьников на протяжении всего периода их обучения
Вопросы: 1. «Кого?» и «что?» надо изучать? 2. Почему? (для чего?) надо изучать? 3. Какими «инструментами» можно изучать? 4. Какая должна быть программа изучения личности учащихся?
«Кого?» и «что?» надо изучать? Личность: интеллектуальную сферу, эмоциональную сферу, мотивационную сферу Среду обитания (социализация): дома (в семье), в школе, вне школы Деятельность: отношение к миру, поведение
Почему? (для чего?) надо изучать? Объяснить поведение ученика Правильно подобрать способ общения с каждым ребенком Прогнозировать результаты его деятельности
Какими «инструментами» можно изучать? Опрос Интервью Тесты Анкеты Дневники саморазвития Творческие работы Метод незаконченных предложений Дневниковые записи и пометки кл. рук. Карты наблюдения
Программа изучения личности учащихся: Изучение особенностей умственного развития (1, 5, 6, 7 кл) …состояния адаптации (1, 5, 8, 10 кл) (психологическая служба)
Программа изучения личности детей в среднем и старшем звене: Определение типа темперамента (Анкета Айзенка) Изучение уровня тревожности (Методика Спилбергера) … адекватности самооценки (+ психол. игра «Расскажи мне обо мне») Выявление ценностных ориентаций Исследование преобладающей мотивации Определение эмоционального климата в классе (Социометрия)
Изучение семьи и семейного воспитания Сочинения учащихся « Незаконченные предложения Опросник для родителей (АСВ) Типовое состояние семьи Индивидуальные консультации
Метод наблюдения
Таким образом, отслеживая год за годом личностный рост каждого ученика, можно накопить богатейший материал для успешного взаимодействия с детьми и их родителями.
Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.