Пуцунтян К.Н. логопед-дефектолог МКОУ СОШ 3
Содержание: Причины дисграфии у школьников. Пути коррекции
Так что же такое нарушения письма? Как проявляются? Как помочь? На эти и другие вопросы постараемся найти ответы…
Дисграфия-это нарушения письма Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды диcграфий - явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов
Почему он так плохо пишет? Проблема с установлением последовательности Когда школьнику трудно установить последовательность и организовать все детали подробной информации в порядке, у него часто возникают проблемы с последовательностью букв и слов на письме. В результате ученику приходится или снизить скорость, чтобы писать правильно, или же пытаться справиться с огромными трудностями, связанными с «механикой» письма (правописание, пунктуация и т.п.). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Школьники с дефицитом внимания (и особенно с гиперактивностью) часто испытывают значительные трудности из-за слабости обработки слуховой и языковой информации. Это обычно влияет на чтение и письмо. Слабость обработки зрительной информации Некоторые ученики, имеющие такую проблему, испытывают трудности со скоростью или ясностью письма просто потому, что они не в состоянии полностью обработать визуальную информацию, которую размещают на странице.
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству б – д, п – т, E – З, а – о, и - у Ошибки, связанные с нарушением произношения (пишет так как говорит) (шапка) Смешение фонем. Чаще смешиваются - гласные; - согласные парные звонкие и глухие; - свистящие и шипящие о – у, ё – ю (дупло) ц – ч - щ Пропуски букв Персеверации (застревание) Неумение передавать мягкость. блка (белка) (За домом росла малина). (солить) (везёт)
Формы работы по исправлению нарушений письма: Словарные, слуховые, зрительные диктанты. Тексты с пропущенными буквами, деформированные предложения. Составление предложений по данным словосочетаниям, по опорным словам «Слово рассыпалось» - составление слов из разрозненных букв
Почему он так плохо пишет? Проблема с установлением последовательности Когда школьнику трудно установить последовательность и организовать все детали подробной информации в порядке, у него часто возникают проблемы с последовательностью букв и слов на письме. В результате ученику приходится или снизить скорость, чтобы писать правильно, или же пытаться справиться с огромными трудностями, связанными с «механикой» письма (правописание, пунктуация и т.п.). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Школьники с дефицитом внимания (и особенно с гиперактивностью) часто испытывают значительные трудности из-за слабости обработки слуховой и языковой информации. Это обычно влияет на чтение и письмо. Слабость обработки зрительной информации Некоторые ученики, имеющие такую проблему, испытывают трудности со скоростью или ясностью письма просто потому, что они не в состоянии полностью обработать визуальную информацию, которую размещают на странице.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребёнка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Ошибки в тексте не исправляйте. Просто метьте на полях зелёной ручкой (ни в коем случае не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Малыш имеет возможность не зачеркнуть, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
1.Работа над звукопроизношением. 2.Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 3.Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. 4.Развитие грамматических навыков. 5.Развитие связной речи.
Продолжай учиться писать от руки. Даже если это занятие тебя совершенно деморализует, в твоей жизни обязательно будут периоды, когда тебе придется что-то писать от руки и даже делиться написанным с другими. Письмо будет улучшаться, если ты будешь над ним работать. Произноси вслух то, что пишешь. Это даст ценную слуховую поддержку. Если тебе трудно заучивать списки слов для правильного написания, попробуй вот что: Посмотри на каждое слово, затем закрой глаза и представь его себе зрительно, букву за буквой. Не берись за другое слово, пока не представил себе первое ясно и подробно. Прочитай слово вслух по слогам или даже по буквам, глядя на него, потом отвернись и повтори это несколько раз, а потом уже пиши. Разделяй словарные списки на маленькие кусочки по 35 слов. После того, как выучишь каждый кусочек – отдыхай Стратегия письма для «дисграфиков»: Наметь, что ты хочешь сказать. Очень важно сначала изложить на бумаге основные мысли, не сражаясь с правописанием, пунктуацией и т.п. Постарайся для каждого абзаца написать одно ключевое слово или фразу, затем вернись и дополни подробностями. Нарисуй иллюстрацию к мысли, выражаемой в каждом абзаце. Надиктуй свои мысли на диктофон или магнитофон, а потом запиши их. Учись печатать на компьютере! Сначала будет трудно, но потом, когда ты усвоишь расположение клавиш, печатать покажется тебе быстрее и яснее, чем писать от руки. С помощью компьютера организуй информацию и проверяй правописание. Даже если ты не очень хорошо печатаешь, компьютер обязательно поможет в мелочах.
Логопедические занятия
Я-дисграфик? Это тест для всех от мала до велика, кто хочет знать, находится ли он в группе риска. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца кроме большого, всего 8 вариантов). Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке к какой фаланге какого пальца было прикосновение.
Результат: Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о риске возникновения дислексии и дисграфии. Сверьте свой результат…
РЕСУРСЫ: htm