Образовательная область «Безопасность»
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
через решение следующих задач: передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительно отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
ОО «Безопасность» При реализации этих целей и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности. В ДОУ можно использовать: 1 -й путь содержание выстраивается последовательно: одни темы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие для среднего, третьи для старших дошкольников. 2-й путь одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением, и воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям.
Безопасность жизнедеятельности как наука Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
БЖД решает задачи : идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.; профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод; действия в условиях чрезвычайных ситуаций.
Опасность – любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека; это ситуация (в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека среду.
Признаки опасности : угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
по своей природе вероятностны (т.е. случайны) потенциальны (т.е. скрыты) перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) тотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи) Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности
по происхождению природные антропогенные биологические техногенные социальные экологические
по вероятности воздействия на человека Потенциальная опасность угроза общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Реальная опасность связана с конкретной угрозой воздействия на объект защиты (человека); она координирована в пространстве и во времени. Реализованная опасность факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям.
Безопасность состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности.
5.Развитие (знания, технологии) 4. Уважение (одобрение, признание сообщества…) 3. Социальные связи (объединение, включенность в сообщество…) 2. Безопасность (состояние защищенности от внешних и внутренних угроз безопасности жизни) 1. Физиологические потребности (дыхание, утоление голода и жажды, защита от холода и перегрева, продолжение рода….) БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (по В.В.Сапронову )
Криминалисты и психологи выделили: виктимные личности - склонные быть жертвами, не способные обеспечить свою безопасность; безопасные личности - склонные использовать возможности безопасного поведения в различных условиях.
Данные детского травматизма в г.Магнитогорске Место получения травмыЧисло детей (до 18 лет) в быту2.500 уличные травмы4.800 – дошкольные учреждения школы1.100 спортивные организации250 – 300 в результате ДТП100 – 150 ожоги300 укусы собак350 при падении с велосипеда160 – 180 от действий хулиганов-детей110 – 150 от хулиганских действий взрослых и родителей 50 – 70 ВСЕГО9.500 –
Особенности детского травматизма Дети могут скрывать полученные ими травмы, опасаясь наказания за проступки. В результате они не получают необходимой помощи, что приводит к ухудшению общего состояния их здоровья. Дети не могут правильно описать характер боли, определить место ушиба или травмы, что существенно затрудняет оказание им первой и других видов медицинской помощи.
Особенности детского травматизма Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, чем скелет взрослого человека. Это является причиной того, что детский скелет травмируется даже при небольших нагрузках и повреждениях. Вследствие повышенного темпа обмена веществ кости детей срастаются значительно быстрее, чем кости взрослого человека.
Особенности детского травматизма Травмы, перенесенные в детстве, могут повлечь за собой осложнения, которые проявляются в более старшем возрасте в виде различных заболеваний. Особенности возраста: - степень умственного и физического развития, - отсутствие необходимого житейского опыта, - повышенная любознательностью, - склонностью к шалостям и др.
Профилактика детского травматизма правильная организация быта в детских учреждениях и дома, т.к. бытовые травмы у детей нередко возникают при отсутствии порядка в домашнем хозяйстве, небрежном хранении горючих и взрывчатых веществ и т.д.;
Профилактика детского травматизма надлежащий надзор за детьми, т.к. дети могут получить травмы на неисправных игровых площадках и при занятиях спортом (в тех случаях, когда занятия плохо организованы и проходят без должного контроля);
Профилактика детского травматизма систематическая воспитательная работа, т.к. основными причинами дорожно- транспортных и уличных детских травм являются, кроме указанных выше, незнание правил поведения на улице, основ правил дорожного движения.
Требования к поведению педагога при травме ребенка: не проявлять собственный испуг и нервозность; не делать суетливых движений; не говорить тише или громче, чем обычно, не молчать; наладить с ребенком тактильный контакт – погладить, взять за руку;
Требования к поведению педагога при травме ребенка: успокоить детей, ставших свидетелями несчастного случая; если возможно, позвать на помощь других взрослых; оказать первую доврачебную помощь; не пытаться оказывать врачебную помощь
«Дошкольное образование» газета Методические рекомендации по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Формы образовательной деятельности I. БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ Разделы (задачи, блоки) Возраст Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 1.Бережное отношение к живой природе Мл., ср., ст. Объяснение, напоминание Продуктивная деятельность Творческие задания 2. Ядовитые растения и грибы Ср., ст. Обучение, рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность Ситуативное обучение 3. В природе все взаимосвязано Ср., ст. Дидактическая игра
Формы образовательной деятельности I. БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ Разделы (задачи, блоки) Возраст Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 4. Правила поведения на природе Ср., ст. Упражнения, тренинги Тематические досуги, рассказы, чтение Объяснение, напоминание 5. Контакты с животными и насекомыми Мл., ср., ст. Рассказы, чтение Объяснения, запреты 6. Первая помощь Ср., ст. Рассказы, чтение Обучение
Формы образовательной деятельности II. БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ ГОРОДА Разделы (задачи, блоки) ВозрастРежимные моменты Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 1. Устройство проезжей части Мл., ср., ст. Тематический досуг ОбучениеТематические досуги Беседы, упражнения, тренинги 2. « Зебра », светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей Мл., ср., ст. Рассматривание иллюстраций Ситуативное обучение, дидактические игры Настольные печатные игры, продуктивная деятельность 3. О работе ГАИ (ГИБДД) Ср., ст. Обучение, чтение Рассказы, чтение 4. Правила поведения в транспорте Ср., ст. Беседы, упражнения, тренинги Объяснение, напоминание, похвала
Формы образовательной деятельности III. СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ Разделы (задачи, блоки) ВозрастРежимные моменты Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 1. Взаимная забота и помощь в семье Мл., ср., ст. Тематические досуги Рассматривание иллюстраций 2. Осторожно! Чужой! Мл., ср., ст. Рассказы, чтение, тренинги Объяснение, напоминание 3. Если ты потерялся Мл., ср., ст. Беседы, упражнения, тренинги 4. Осторожно! Электроприборы Мл., ср., ст. ОбъясненияОбъяснение, напоминание, запреты
Формы образовательной деятельности III. СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ Разделы (задачи, блоки) ВозрастРежимные моменты Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьей 5. Огонь – это очень опасно Мл., ср., ст. Рассматривание иллюстраций Творческие задания 6. Правила поведения при пожаре Мл., ср., ст. Беседы, упражнения, тренинги Продуктивная деятельность 7. Конфликты и ссоры между детьми Мл., ср., ст. Объяснение, напоминание Напоминание
Перечень программ и технологий Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998.
Перечень пособий Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. М.: Школьная пресса, Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А Кондрыкинская и др. 5-е изд. М.: Просвещение, Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Минобразования Республики Татарстан /Л.А Артемьева, Ю.Д. Мисянин и др. Казань, Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. Мн.: Народная асвета, 1996.
Перечень пособий Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей детсада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л. А Кондрыкинская и др. М.: Просвещение, Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. М.: Книголюб, Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. М.: Сфера, 2005.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!