Деепричастие- самостоятельная часть речи или форма глагола?
Показатель- при изменении слова ( встречаю, встречаем, встречает.) Форма слова Самостоятельная часть речи Значение морфологические признаки синтаксическая роль (встретил, Встретишь)
Что это - деепричастие? Деепричастие частица дее (от деять – «делать») + существительное причастие (Н. Шанский) Значение: причастность к действию. (В.А.Иванова) Термин возник в XVII веке.
Деепричастие – Самостоятельная Часть Речи Или Форма Глагола? Сравним глагол и деепричастие: Глагол Что делать? Что сделать? Действие предмета. Относится к существительному. 1.Спряжение. 2.Совершенный и несовершенный вид. 3.Переходность и непереходность. Деепричастие Что делая? Что сделав? Добавочное действие Относится к глаголу Совершенный и несовершенный вид. 3. Переходность и непереходность.
4.Возвратность и невозвратность. 5.Наклонение. 6.Настоящее, прошедшее и будущее время. 7.Единственное и множественное число. 8.Лицо (наст., буд. время) род (прош. время) 4.Возвратность и невозвратность. 5. Наклонение. 6.Настоящее, прошедшее время
9., ===, _._._._. 10.Управляет зависимыми словами. 9. _._._._. 10. Управляет зависимыми словами, образует деепричастный оборот. Отсюда: Деепричастие – самостоятельная часть речи, так как не имеет ряд признаков глагола. Главный признак деепричастия – неизменяемость.Деепричастие объединяет признаки наречия и глагола.
Употребление деепричастий и деепричастных оборотов. Деепричастие Паниковский, проснувшись, убежал в поле и _._._._._._._. _._._._. Деепричастный оборот вернулся,[ держа в руке кривой огурец. _._._._._._._. _._._._._._._._._._._._._._._
Верно ли? Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки. Сделав уроки, у меня заболели глаза.
Надо так. У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком. Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.
Почему? Способы исправления. Деепричастие относится к сказуемому (глаголу) и обозначает добавочное действие.Глагол и деепричастие обозначают действие одного предмета. Деепричастный оборот = придаточному предложению.
Отредактируй! 1)Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 2)Прочитав пьесу,передо мной встали образы персонажей. 3)Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. 4)Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5) Услышав о разведке, Пете стало весело. 6)Дойдя до реки, усталость овладела нами. 7) Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки.
Проверь себя! 1)Меня не раз охватывал смех,когда я смотрел комедию «Ревизор». 2) Когда я прочитал пьесу, то представил образы персонажей. 3) После просмотра постановки делаешь вывод о жизни за стенами костылевской ночлежки. 4) Когда Давыдов приехал из города, перед ним возник ряд трудностей. 5) Когда Петя услышал о разведке, ему стало весело. 6) Когда мы дошли до реки, усталость овладела нами. 7)Плывя в лодке,мы видели по берегам реки множество птиц.