МДОУ Детский сад «СОЛНЫШКО» д. Сметанино Экскурсии в природу как средство экологического воспитания дошкольников
Актуальность «Человечество уже начало третью мировую войну и эта войны против природы» Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной необходимо снова и снова возвращаться к ней.
Важность экологического образования «У ребенка необходимо воспитать любовь ко всему, что не может без ласковой человеческой руки, без чувственного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» В.А.Сухомлинский. В.А.Сухомлинский.
Экологические программы С.Н.Николаева «Юный эколог»; Н.А.Рыжова «Наш дом – природа»; Ашиковы В.И. и С.Г. «Семицветик»; И.Г. Белавина, Н.Г.Найденской «Планета наш дом» Т.И.Поповой «Мир вокруг нас» Н.Н.Вересова «Мы – земляне» Т.В.Потапова «Детский сад 21 века» Л.М.Клариной «Экономика и экология»
Цель Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников;сохранение, укрепление и востановление здоровья ребенка в процессе воспитания в ДОУ и формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивация определенного поведения, бережного отношения и любви к природе через экскурсии в природу
Задачи -формирования осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам; - развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; - Формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы; - - освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом; - укрепить здоровье, расширить двигательный опыт, повысить уровень физической подговленности.
Экскурсии Один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоемких и сложных форм обучения. Один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоемких и сложных форм обучения. Проводится вне дошкольного учреждения. Занятие под открытым небом. Дети в естественной обстановке знакомятся с объектами и явлениями природы, животными и условиями их обитания. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Проводится вне дошкольного учреждения. Занятие под открытым небом. Дети в естественной обстановке знакомятся с объектами и явлениями природы, животными и условиями их обитания. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. А также пребывание детей на воздухе с движением способствует укреплению здоровья А также пребывание детей на воздухе с движением способствует укреплению здоровья
Этапы Подготовительный Проведение экскурсии Заключительный
Экскурсии Природоведческая экскурсия Экологическая экскурсия Экскурсии на сельскохоз объекты Экскурсии эстетического характера Экскурсии Природоведческая экскурсия Экологическая экскурсия Экскурсии на сельскохоз объекты Экскурсии эстетического характера
Природоведческая экскурсия Решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы и их характерных особенностях.
Природоведческая экскурсия
Сельскохозяйственная экскурсия Экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая),на луг(выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, на ферму. Экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая),на луг(выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, на ферму. Основная цель таких экскурсий - показать, что и для какой цели люди делают, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты. Основная цель таких экскурсий - показать, что и для какой цели люди делают, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Экологическая экскурсия Направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы (мир животных и мир растений) Летняя экскурсия на луг. Цель: познакомить детей с наиболее распространенными растениями; объяснить как происходит процесс опыления, как растения привлекают насекомых, развивать умения и навыки исследовательской деятельности, делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе
Чудесна летняя пора! Шмель трудится с утра: цветочки опыляет, пыльцу с них собирает.
Для успешной реализации поставленных задач разработала Перспективное планирование. Консультации для родителей «Чтение с детьми книг о природе» « О бережном отношении к природе» « Воспитательное значение участия детей в труде взрослых по озеленению и уходу за растениями» Комплекс экскурсий( включающий проблемные ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность дошкольников) Оформлен « Экологический уголок»(для самостоятельно – природоведческой деятельности детей. Оформлен фото стенд « Юный эколог». Уголок « Растишка» (для выращивания и пересадки растений) Уголок « Дары природы»(Проводится выставка детского творчества из природного материала) Ментальные карты. Используя ИКТ папки – передвижки «Художественное слово о временах года»
Папки-передвижки
Помощь родителей Методом рельефной лепки выполнена серия работ «Времена года». Создаётся и пополняется картотека фауны нашей местности. Акция « Корм для зимующих птиц»
Ментальные карты Ментальные карты (карта памяти, карта ума, мыслительная карта)-это инструмент, позволяющий мыслить, используя творческий и интеллектуальный потенциал. Это инструмент визуального представления записи информации. В конце 70–х. годов 20 века англичанин Тони Бьюзен разработал концепцию карт. Карта ума делает мыслительный процесс наглядным и осознанным. С их помощью можно запомнить больше информации. Ментальные карты (карта памяти, карта ума, мыслительная карта)-это инструмент, позволяющий мыслить, используя творческий и интеллектуальный потенциал. Это инструмент визуального представления записи информации. В конце 70–х. годов 20 века англичанин Тони Бьюзен разработал концепцию карт. Карта ума делает мыслительный процесс наглядным и осознанным. С их помощью можно запомнить больше информации.
Составление ментальных карт: Главная тема помещается в центре. Главная тема помещается в центре. Вместо фраз записываются только слова, несущую основную мысль. Вместо фраз записываются только слова, несущую основную мысль. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к переферии. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к переферии. К основным веткам добавляются иллюстрации. К основным веткам добавляются иллюстрации.
Ментальная карта « Осенний лес»
Ментальная карта « Луг»
Ментальная карта « Озеро»
Диагностика Показатели диагностики на конец года улучшились Показатели диагностики на конец года улучшились «Взаимодействие человека с природой» - 84,8%( начало года – 46,6%) «Взаимодействие человека с природой» - 84,8%( начало года – 46,6%) «Правило поведения в природе» - 86,1%( начало года – 46,7%) «Правило поведения в природе» - 86,1%( начало года – 46,7%)
Как человек использует природные богатства - дерево?
Как человек использует природные богатства- воду?
Правила поведения человеку в природе: на лугу На лугу
У водоема
Что необходимо человеку?
Зачем это человеку?
Результат работы Дети знают характерные особенности времен года, правила поведения в природе. Умеют взаимодействовать с природой. Бережно относятся к природным богатствам Замечают красоту и всю прелесть природы. Многогранный мир природы пробуждает интерес, вызывает удивление, детям очень нравится эта форма обучения, они эмоциональны, активны, любознательны. « Искренне изумлены перед открывшейся тайной природы» В.А. Сухомлинский.