Закаблук О. В. АОУ Лицей 19, г. Королев, МО
Слово « технология » происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – учение. Термин « педагогическая технология » в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве
Основоположник - Дьюи Джон ( ) – американский философ - прагматик, психолог и педагог. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, А. В. Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и д. р.
Проблемное обучение ( технология проблемного обучения ) - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. условиями успешности обучения являются : - проблематизация учебного материала ; - активность ребенка ; - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Решение научных проблем ( научное творчество ) - теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства ; в основе этого метода лежат постановка и решение теоретических учебных проблем Решение практических проблем ( практическое творчество ) – поиск практического решения, т. е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение : в основе этого вида лежат постановка и решение практических учебных проблем Создание художественных решений ( художественное творчество ) - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов. Психологическая проблемная ситуация – сугубо индивидуальное явление : это « вопросное состояние », поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения : при объяснении, закреплении, контроле.
Цель Развитие творческих и мыслительных способностей обучающихся через создание проблемных ситуаций и активизацию их самостоятельной деятельности. Содержание Постановка проблемного вопроса; проблемное задание; создание проблемной ситуации; выдвижение гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности гипотезы; выводы Формы работы Индивидуальная, групповая Методы Исследовательских заданий Результат Ученик самостоятельно выполняющий работу, требующую творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства
I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, при которой у ребенка возникают вопросы, реакция на внешние раздражители. II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т. д. III этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречий. IV этап – « Ага - реакция », появление идеи решения, переход к решению, разработка его, появление нового знания в сознании учащихся. V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап – отслеживание ( контроль ) отдаленных результатов обучения.
Частично - поисковый метод постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем ; в ходе проблемных семинаров, практических занятий, эвристических бесед ученики под руководством преподавателя решают проблемы. Преподаватель должен придумать возможные « подсказки » и наводящие вопросы, он сам резюмирует главное, опираясь на ответы учеников. Технология учебного исследования обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Она предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают её ( на опыте, в проекте, в олимпиадной работе, в учебной научной работе ).
знакомство с литературой выявление ( видение ) проблемы постановка ( формулирование ) проблемы прояснение неясных вопросов формулирование гипотезы планирование и разработка учебных действий сбор данных ( накопление фактов, наблюдений, доказательств ) анализ и синтез собранных данных сопоставление ( соответствие ) данных и умозаключений подготовка и написание ( оформление ) сообщения выступление с подготовленным сообщением проверка гипотез, построение обобщений построение выводов, заключений
Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, освоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера. Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно - поискового типа. Уровень творческой активности характеризуется выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства
Большой энциклопедический словарь е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия ; СПб.: Норинт, – 1456 с.: ил. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, с.