1 Образовательные стандарты нового поколения. Новые образовательные результаты. Иванова Т.В., методист кафедры культурно-исторической психологии и философской антропологии ГОУ ДПО «Калужский областной институт повышения квалификации работников образования»
2 Государственные образовательные стандарты Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Максимально допустимая нагрузка Закон 1992 г.
3 Задачи разработки стандарта общего образования: Положить в основу стандарта общего образования баланс интересов семьи, общества и государства Обеспечить гибкость стандарта, его адаптивность к быстроменяющимся условиям внешней среды Повысить уровень согласованности российских и международных стандартов
4 Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
5 Основные функции стандарта обеспечения права на полноценное образование сохранения единства образовательного пространства страны обеспечения преемственности критериально-оценочная функция функция гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития каждой личности
6 Принципиальное отличие образовательных стандартов второго поколения усиление ориентации на результаты образования (деятельностный подход) Основная педагогическая задача: организация условий, провоцирующих детское действие Чему учить? обновление содержания Как учить? новые составляющие УМК
7 Государственные образовательные стандарты Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре основных образовательных программ. Закон 2007г.
8 Требования к структуре основных образовательных программ классыинвариантная часть обязательных учебных занятий (в %) вариативная часть обязательных учебных занятий (в%) %12% %14% %42%
9 Примерная программа Пояснительная записка Основное содержание Планируемые результаты (обобщенная форма) Рекомендации Варианты тематического планирования Рекомендации по оцениванию Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Технология Примерные программы
10 Цель начального образования В действующих стандартах В рамках новых стандартов обучение чтению, письму, счету заложить основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
11 Базисный ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ план Базисный ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ план Включает учебную и воспитательную работу
12 Общие требования Требования к начальному образованию Требования к основному образованию Требования к среднему образованию Требования к системе оценивания Требования к результатам освоения основных образовательных программ
13 Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Требования к результатам освоения основных образовательных программ
14 Общая характеристика результатов начального образования Основной результат образования - формирование общеучебных навыков, воспитание умения учиться; готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения; осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
15 Объекты контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы подлежат проверке и аттестации овладение системой предметных знаний-умений сформированность компонентов учебной деятельности набор универсальных учебных действий, необходимых для формирования общеучебных умений-навыков наличие и характер общеучебных умений и навыков способность к моделированию изучаемых связей, отдельных взаимозависимостей объектов окружающего мира, понимание соотношений между реальным явлением и его моделью знание способов поведения в реальных жизненных ситуациях, типичных для детей данного возраста
16 Объекты контроля и анализа результатов образования выпускника начальной школы не подлежат проверке и аттестации познавательная активность, интерес школьников к учению, школе; сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношения к учению, себе и окружающему миру; применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях; участие детей в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера; выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
17 Требования к условиям реализации основных образовательных программ Кадровое обеспечение Финансово-экономическое обеспечение Материально-техническое обеспечение Учебно-материальное обеспечение Информационное обеспечение
18 Подведем итоги: Расширение сферы применения стандартов Реализация деятельностной парадигмы в образовании Ориентация на результат образования