ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ СЕМИНАР ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МОУ «СОШ 55» 14 МАРТА 2013 Г.
1. познакомить с разными видами УУД; 2. научить «видеть» действия разных видов УУД; 3.формировать умение определять основные виды УУД в учебной и внеучебной ситуации
1. Теоретическая часть 2. Практическая часть
Желтый цветбодрящее Лиловый, фиолетовый цвет сдержанное Красный цветактивное Зеленый цветспокойное Голубой цветмечтательное Оранжевый цветрадостное
5 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения
6 Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»
7 Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
8 Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Нравственно-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
Чем отличаются УУД от Межпредметных связей Общеучебных умений и навыков ? 11
ПОНЯТИЕ УУД Метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов 12
УУД – это умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, - это умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, сотрудничать при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность и т.д.
1.Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения. 2. Ставить учебные цели. 3. Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 1.Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. 2.Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД
Одним из самых сложных вопросов при введении ФГОС является введение универсальных учебных действий (УУД) Почему же вводятся УУД? Изменяется современная ситуация, всё более внедряются в жизнь информационные технологии (Интернет, электронная связь, сотовый телефон и т.д.), поэтому и изменяются требования к образовательным результатам обучающихся.
сформированные умения выпускника школы, востребованные постиндустриальным обществом: способность учиться; коммуникабельность, умение работать в коллективе; способность осуществлять выбор и нести за него ответственность; способность самостоятельно мыслить и действовать;
способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретённые предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки. Главная причина не в том, что плохо учили, а в том, что давали знания готовыми.
ПОНЯТИЕ УУД Примерная ООП начального образования Умение учиться Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы; Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная цель; Учебная задача; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка) Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка) Примерная ООП основного образования Умение учиться в общении со сверстниками Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы; Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная цель; Учебная задача; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка) Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться и развиваться Умение учиться и развиваться переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе
Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание) Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция) Коммуникативные (планирование, учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний, лидерство и согласование действий с партнером)
ВИДЫ УУД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные Познавательные Познавательные ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Коммуникативные Коммуникативные Познавательные Познавательные
Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Личностные УУД Нравственное развитие и формирование познавательного интереса «Я сам» Регулятивные УУД Самообразование и самоорганизация «Я могу» Познавательные УУД Формирование информационной исследовательской культуры школьников «Я учусь» Коммуникативные УУДФормирование культуры общения школьников «Мы вместе»
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД основы гражданской идентичности личности когнитивный компонент ценностный и эмоциональный компонент деятельностный (поведенческий) компонент
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
НОО Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самооценка) Смыслообразование (формирование мотивационной сферы личности) Нравственно – эстетическое оценивание (нравственно-эстетическая ориентация) ООО Самоопределение (развитие Я – концепции и самоидентификации личности, формирование гражданской идентичности, формирование адекватной самооценки и чувствительность к внешней оценке) Смыслообразование (развитие мотивационной сферы личности: сдвиг мотива на цель) Нравственно – эстетическое оценивание (мировоззренческий аспект) 27
СТРУКТУРА РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
НОО принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия ; ООО Способность к регуляции собственной деятельности в подростковом возрасте рассматривается в 3-х аспектах : формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе (изменение соотношения конкретных целей и целей – желаний); развитие регуляции учебной деятельности (становление субъектности – развитие саморегуляции в учебной деятельности); саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
Коммуникация как интериоризация (стили и способы построения речевой коммуникации) Коммуникация как сотрудничество (согласование усилий по достижению общей цели – ориентация на партнера) Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности)
Коммуникативные УУД НООООО Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Разрешение конфликтов Работа в группе Управление поведением партнёра Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности Следование морально-этическим и психологическим принципам общения
СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД В ОУ виды взаимодействия виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров; система оценки деятельности (в урочной и внеурочной деятельности); система оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся (в урочной и внеурочной деятельности); методика и инструментарий мониторинга (педагогические и психологические методики). методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий (педагогические и психологические методики).
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД В ОУ учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений; по формированию и развитию ИКТ- компетенций. описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ- компетенций.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД В ОУ Описание деятельности МО учителей по формированию УУД Описание деятельности МО учителей по формированию УУД Описание деятельности психолога (психологической службы) по формированию и мониторингу УУД Описание деятельности психолога (психологической службы) по формированию и мониторингу УУД Описание деятельности администрации по контролю за результатами формирования УУД Описание деятельности администрации по контролю за результатами формирования УУД
РАЗЛИЧИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФГОС НОО И ФГОС ООО Усложнение понятия «умение учиться»; другая структура УУД; больший объем и сложность УУД.
Работа в группе Найти разные УУД в м\ф «Котенок с улицы Лизунова» 1 группа: личностные 2 группа: коммуникативные 3 группа: познавательные 4 группа: регулятивные
Работа в группе Проанализировать предложенные задания и определить, на развитие каких УУД они направлены (1-2 УУД)
Спасибо за работу!