Возрастные особенности детей лет повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению худшего; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; ярко выраженная эмоциональность; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой.
резкие изменения условий обучения; разнообразные и усложнённые требования; смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней; повышенная эмоциональность, возбудимость нервной системы, неустойчивость настроения.
Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. В 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет.
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять. 2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. 3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не всегда удается уделить всем необходимое внимание. 4. Привычка к контролю. В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Дети, привыкшие к постоянному контролю со стороны взрослых, должны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
Усталый, утомленный вид ребенка. Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне. Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный ночной сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
Особенности поведения на уроке и на переменах; Внешний вид; Поза (за партой, походка, жесты, мимика лица); Речь ( громкая, эмоциональность); Круг общения ( с кем из ребят дружит); Особенности стиля общения с взрослыми и сверстниками; Интерес к определенным предметам.
5а5б
5а Учитель – 50% Праздники – 20% Уроки – 10% Игры – 20% 5б Учитель – 28% Уроки – 51% Экскурсии – 21%
5 «А» Звезды: 4 чел. Предпочитаемые: 2 чел. Принимаемые: 8 чел. Аутсайдеры: 3 чел. 5 «Б» Звезды: 6 чел. Предпочитаемые: 1 чел. Принимаемые: 8 чел. Аутсайдеры: 4 чел.
Русский язык – 5а – 19% ; 5б – 5% Математика – 5а – 37%; 5б – 32% Английский язык – 5а – 50%; 5б – 89% История – 5а – 6%;5б – 58% Природоведение – 5а – 0%; 5б – 10% ОБЖ – 5а – 0%; 5б – 10% Экология – 5а – 12%; 5б – 10%
Русский язык – 5а – 19%; 5б – 0% Математика – 5а – 50%; 5б – 58% Английский язык – 5а – 44%; 5б – 89% ОБЖ – 5а – 0%; 5б – 5% История – 5а – 0%; 5б – 53%
Физкультура – 5а – 56%; 5б – 95% Математика – 5а – 32%; 5б – 16% Информатика – 5а – 6%; 5б – 10%; Технология – 5а – 44%; 5б – 21%; Русский язык – 5а – 44%; 5б – 42% ИЗО – 5а – 19%; 5б – 26% Природоведение – 5а – 12%; 5б – 0% История – 5а – 25%; 5б – 0% Литература – 5а – 12%; 5б – 10% Экология – 5а – 32%; 5б – 5% Кл.час – 5а – 0%; 5б – 47%
Английский язык – 5а – 62%; 5б – 89% Русский язык – 5а – 32%; 5б – 5% ОБЖ – 5а – 0%; 5б – 26% История – 5а – 12%; 5б – 79% Природоведение – 5а – 0%; 5б – 21% Физкультура – 5а – 6%; 5б – 0% Математика – 5а – 37%; 5б – 26% Технология – 5а – 0%; 5б – 5% Информатика – 5а – 12%; 5б – 5% Экология – 5а – 19%; 5б – 10% Литература – 5а – 12%; 5б – 5%
Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в семье. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Помогайте ребёнку делать домашнее задание, но не делайте их сами. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни происходят изменения. Радуйтесь достижениям своего ребенка вместе с ним. Не позволяйте сравнивать его с другими детьми. Давайте оценку поступкам ребенка, а не ему самому. Когда, откуда и в каком виде ни вернулся ваш ребёнок домой, встречайте его с любовью!