Уголок природы в детском саду
Младшие и средние группы Старшие подготовительные группы Наиболее типичные по строению Объекты, у которых типичные признаки выражены наиболее ярко, их по количеству должно быть значительно больше Воспитатель по своему усмотрению, может внести и новые растения, с которыми планирует знакомить детей, разместить объекты в уголке природы на короткое сезонное наблюдение.
Для ухода за растениями требуется инвентарь : Лейки, щёточки, тряпочки, палочки для рыхления земли. Он находится в уголке для дежурных, там, где хранятся клеёнчатые фартучки, которые дети одевают во время работы. Все рабочие инструменты должны иметь своё место, лежать на полках в определённом порядке.
Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Что должен отражать календарь погоды и природы? 1 Картину времени года (в младшем возрасте – то, что за окном, в старшем – календарное время года с указанием месяцев). 2 Состояние погоды на каждый день (ветер, облачность, осадки, температура). 3 Интересное наблюдение дня (птица, дерево, природное явление, подготовка людей к зиме, к празднику….) 4 Наблюдение по народным приметам. 5 Зарисовки проводимых опытов, экспериментов, проводимых в природе. 6 Используемое во время наблюдения художественное слово. 7 Иллюстрации, отражающие поведение животных и растений в это время года.
Литература Игры по блокам: растительный мир, животный мир, труд людей, неживая природа. В младших группа уголок: «Игры с песком», куда входит: песок, формочки, леечки, стаканчики, тарелочки. В старших группах: «Лаборатория»
Прозрачные коробочки и баночки пластмассовые, стаканчики. Кусочки меха Фольга, копировальная бумага Лупы, бинокли Очки с разноцветными стеклами Коллекция семян, камешков, ракушек, шишек, веточек, орехов, коры.
Микроскоп Воздушный змей Весы Зеркало Колокольчик Настольная лампа Образцы разных металлов, монетки. Пипетки, мел, вазелин, растительное масло, зелёнка, йод Камни: минералы, известняк, уголь, мрамор, гранит, кусочки красного и белого кирпича, керамзит.
Младшие группыСредние группы Домашние животные Дикие звери Животные домашние питомцы. Овощи. Фрукты. Зима. Осень. Весна. Лето. Птицы Насекомые. Рыбы Деревья и листья. Дикие звери Домашние животные. Домашние птицы Животные домашние питомцы. Овощи. Фрукты. Зима. Осень. Весна. Лето. Птицы
Старшие, подготовительные группы: Арктика и Антарктика. Высоко в горах. Деревья и листья. Домашние животные. Домашние птицы. Животные домашние питомцы. Животные жарких стран. Животные средней полосы. Космос. Морские обитатели. Насекомые. Овощи. Собакидрузья и помощники. Фрукты. Цветы. Ягоды лесные. Ягоды садовые. Зима. Осень. Весна. Лето. Рыбы Птицы
Соответствие уголка природы возрасту детей Соблюдение правил ухода за комнатными растениями Наличие и эстетичность календаря природы и погоды Наличие дидактических игр, их эстетичность, соответствие возрасту и содержательность Наличие мини – лабораторий (старшие группы) и уголка «Игры с песком» (младшие группы). Доступность детям, эстетичность