ТЕМА УРОКА «АЗОТНАЯ КИСЛОТА» Цель урока: 1. Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами азотной кислоты как электролита. 2. Совершенствовать практические навыки учащихся по технике и методике химического эксперимента. 3.Вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Девиз урока «ЗНАТЬ- ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ»
Разминка: А1. Степень окисления азота в азотной кислоте А1. Степень окисления азота в азотной кислоте 1) +4 2) +5 3) +2 4) +3
Подготовка к Е Г Э А 2. По физическим свойствам азот и аммиак А 2. По физическим свойствам азот и аммиак 1) газы 2) жидкости 3) твердые вещества
Подготовка к ЕГЭ А 3. По числу атомов водорода азотная кислота( HNO3) А 3. По числу атомов водорода азотная кислота( HNO3) 1) одноосновная 1) одноосновная 2) двухосновная 2) двухосновная 3) трехосновная 3) трехосновная 4) многоосновная 4) многоосновная
Подготовка к ЕГЭ А4. Протонов в ядре азота А4. Протонов в ядре азота 1) 14 1) 14 2) 28 2) 28 3) 7 3) 7 4) 2 4) 2
Подготовка к ЕГЭ А5. Вещество при диссоциации которого в водных растворах образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка А5. Вещество при диссоциации которого в водных растворах образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка 1) кислота 2)соль3)основание4)оксид
Подготовка к Е Г Э В 1. Верны ли следующие суждения о аммиаке В 1. Верны ли следующие суждения о аммиаке А. Аммиак хорошо растворим в воде. Б. В составе аммиака азот имеет степень окисления +5. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба сужения 4) оба суждения не верны
Физические свойства HNO 3 1. Бесцветная жидкость с резким запахом. 2. Концентрированная азотная кислота(98% плотность1,51г/см3 )на воздухе «дымит»,так как её пары с воздухом образуют капельки тумана.
Классификация кислоты Азотная кислота: Азотная кислота:-одноосновная-кислородная-летучая -сильный электролит - растворима в воде
Получение кислоты 1.Азотная кислота известна человеку с 17 века. 1.Азотная кислота известна человеку с 17 века. 2.Впервые ученый Глаубер получил кислоту из селитры, действуя на неё концентрированной азотной кислотой. 2.Впервые ученый Глаубер получил кислоту из селитры, действуя на неё концентрированной азотной кислотой. 3.Жюль Верн в книге «Таинственный остров» описал этот метод получения азотной кислоты. 3.Жюль Верн в книге «Таинственный остров» описал этот метод получения азотной кислоты.
Химические свойства азотной кислоты HNO3 Индикаторы Лакмус – синий Основные оксиды = соль + вода Основания = соль + вода Соли более слабых кислот = соль + кислота
Лабораторная работа «Характерные свойства азотной кислоты как электролита» Лабораторная работа «Характерные свойства азотной кислоты как электролита» Правила по ТБ. Правила по ТБ. План работы: План работы: Опыт1. Взаимодействие кислоты с индикаторами. Опыт1. Взаимодействие кислоты с индикаторами. Опыт 2. Взаимодействие кислоты с основными оксидами.(CuO + HNO 3 ) Опыт 2. Взаимодействие кислоты с основными оксидами.(CuO + HNO 3 ) Опыт 3. Взаимодействие кислоты с основаниями.( NaOH + HNO 3 ) Опыт 3. Взаимодействие кислоты с основаниями.( NaOH + HNO 3 ) Опыт 4. Взаимодействие кислоты с солями более слабых кислот.( Na 2 CO 3 + HNO 3 ) Опыт 4. Взаимодействие кислоты с солями более слабых кислот.( Na 2 CO 3 + HNO 3 )
Специфические свойства азотной кислоты. 1.При нагревании и под действием света азотная кислота разлагается. 2. Со скипидаром взаимодействует со взрывом 3.Древесные опилки, бумага в концентрированной азотной кислоте воспламеняются. 4.При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с белком образуется вещество ярко- желтого цвета, это характерная реакция на кислоту. 5.Вступает в реакцию с неметаллами.(серой, фосфором, углеродом)
Специфические свойства
Воспламенение скипидара в концентрированной азотной кислоте.
Домашнее задание: Домашнее задание: §26 задача 4, стр. 44. вариант 4 §26 задача 4, стр. 44. вариант 4
Вывод по уроку: Азотная кислота: - сильный окислитель - как электролит проявляет все типичные свойства сильных кислот - обладает специфическими свойствами - надо знать свойства азотной кислоты, чтобы не навредить себе и окружающей среде. - надо знать свойства азотной кислоты, чтобы не навредить себе и окружающей среде. Материал, изученный на уроке, входит в КИМ ЕГЭ(по кодификатору (1,3; 2,5; 2,11; 2,8;2,9,2;)