Стили речи
ПризнакиЖанры Научный стиль обслуживает сферу науки и образования 1)наличие терминов, 2)книжная лексика, 3)отвлеченные сущ-ные (- ость, -есть, -изм, -ени, -ни и т. д.) 4) преобладание сложных предложений 5)вводные слова (итак, таким образом, во-первых, во- вторых и т.д.) Доклад, реферат, научная статья, рецензия и т.д.
Официально- деловой стиль обслуживает сферу официально- деловых отношений 1) Официально-деловые слова и сочетания (указ, соглашения, инструкция, ответчик, работодатель и т.д.) 2)отглагольные существительные (отказ, ход, уклонение и т.д.) 3) преобладание сложных предложений Закон, указ, заявление, протокол, справка, инструкц ия и т.д.
Публицистичес кий стиль обслуживает сферу деловых отношений 1) Общественно-политическая лексика (общество, депутат, парламент, мировая общественность и т.д.) 2)сочетание книжной (Отчизна, слава, совесть, честь) и разговорной (фанат, тусовка) лексики; 3) глаголы в повелит. наклонении (представьте, убедитесь и т.д.) 4) риторические вопросы и восклицания Заметка, интервью, репортаж, фельетон, очерк, проблемн ая статья и т.д.
Художественный стиль обслуживает эстетическую сферу общения, духовную жизнь общества 1)выразительность и образность (метафоры, эпитеты, олицетворение и т.д.) 2)прозаическая и стихотворная речь Басня, сказка, рассказ, роман, комедия и т.д.
Разговорный стиль обслуживает неофициальны е отношения во всех сферах жизни 1)спонтанность, неподготовленность 2)эмоционально –окрашенные слова (работяга, умничка, зубрилка и т.д.) 3)преобладание глаголов над существительными 4)неполные предложения Дружеск ое письмо, спор, анекдот и т.д.
Типы речи ПовествованиеОписаниеРассуждение
Схема построения текста -повествования 1.Сообщение о месте и времени действия. 2.Сообщение о действующем лице. 3.Действия, их особенности и порядок. 4.Указание на завершение действия. 5.Вывод. Умные гуси Ранней весной возвращаются гуси на север, на свою холодную родину. Стройными косяками летят они с юга над степью, над синей тайгою, над сибирскими широкими реками. На побережье Ледовитого океана, в просторах полярной тундры, остаются гуси на лето.
Схема построения текста -описания 1.Представление объекта речи. 2.Признаки объекта речи. 3.Заключение,вывод. Недосмотренные грибы Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам темно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая и умненькая. А масленок масленку рознь: то весь дрызглый, червивый, а то попадется такой упругий и жирный, что даже из рук выскочит, да еще и пискнет. Вот стоит моховичок: вырастая, он попал на прутик, тот разделил шляпку, и сделался гриб похожим на заячью губу. Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли это очень старая сыроежка....Так вот жалко становится недоросшего, недосмотренного гриба в лесу, что так просто пропадут и никому не достанутся.
Схема построения текста-рассуждения 1.Вступление. 2.Тезис,т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться. 3 Аргументы, т.е.доказательства, доводы, мотивы, обоснования. 4.Вывод, т.е.итог, к которому пришел автор рассуждения. Борьба с ночными заморозками В любой книжке об огороде подробно говорится, как спасти овощи от весенних заморозков. Лучшим способом борьбы с ночными заморозками будут полив и дождевание. Почему вода спасает огород от морозов? Объясняется это сравнительно просто. Политая земля больше нагревается на солнце, чем сухая. К тому же сырая почва лучше удерживает тепло, не торопится отдать его. В ожидании ночного заморозка, заранее, днем, когда светит солнце, следует хорошо полить грядки почва на них прогреется лучше. Но это еще не все объяснение. Над влажной землей воздух всегда влажный, в нем много водяного пара. Такая влажная воздушная подушка образуется над хорошо политым огородом. Вспомните, как тепло бывает у реки в холодный летний вечер, а в воде вообще рай, будто это не вода, а настоящее парное молоко.
Определите стиль речи 1.Орфография использует возможности, предоставляемые графикой. Когда графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания, орфография употребляет для передачи определенного слова с этим звуком или звукосочетанием только один прием; такое написание и признается правильным, все другие - ошибочными.
Определите стиль речи 2.С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.
Определите стиль речи 3.Изучить поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое.
4. Милый мой голубчик, Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целую и в Петербург зовет. Обнимаю и целую непрерывно и благословляю.
Литература Н.А.Пленкин. Уроки развития речи. 5-9 классы.- М.,Просвещение.1995 г.