ФЕНОЛ Урок И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа 1
ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ ДЛЯ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. 2 И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа
П РАВИЛА РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ При работе за компьютером очень важно соблюдать правильную посадку на рабочем месте, поскольку от нее зависит напряжение глаз, мышц и суставов. ПРАВИЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПОЗА: Следует сидеть прямо (не сутулясь) Недопустимо работать, развалившись в кресле. Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти Колени - на уровне бедер или немного ниже. Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов. Так же при работе необходимо: Дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела; Держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены; Чаще моргать и смотреть вдаль. При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела. При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно). Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране, следует немедленно прекратить работу Для того, чтобы оградить себя от вредного воздействия компьютера, необходимо делать регламентированные перерывы. Для снижения утомления зрительного анализатора во время перерывов рекомендуется выполнять комплексы специальных упражнений (прил. ).(прил. ). 3 И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Время непрерывной работы на компьютере -для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут.
В АРИАНТ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УТОМЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА Упражнения выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4 И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа
З АДАНИЯ Изучите информацию параграфа 12 учебника «Химия. 10 класс.Базовый уровень» О.С.Габриелян.-М.:Дрофа, Выполните задания электронной рабочей тетради. ВНИМАНИЕ! Задания к каждому слайду помещены под слайдом, в «заметках». Не забывайте сохранять изменения после каждого выполненного задания. В рабочей тетради письменно - 5 стр 91. Творческое задание: подготовьте электронную презентацию и сообщение на тему «Коксохимическое производство и его продукция» 5 И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа
ФЕНОЛЫ 6 И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа C 6 H 5 OH C 6 H 4 (OH)2 C6H5NH 2 C 6 H5COOH C6H5CH 2 O H C6H4(CH 3 )2 C6H3(OH) 3 C6H5CHOC6H11OH
Получение фенола бензолхлорбензол фенол И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа C 6 H 6 + … = … + HCl 1 1 … + NaOH = … + NaCl 2 2
И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа 8 Кокс Состоит преимущественно из метана (CH 4 ) Содержит бензол (C 6 H 6 ) и фенол (C 6 H 5 OH) Содержит растворенный аммиак и фенол Твердый остаток коксования ( С ), используют в производстве чугуна
Фенол … 9 И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Ф ИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ФЕНОЛА ( КАРБОЛОВОЙ КИСЛОТЫ )
10 И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа + + C 6 H 5 OH+NaOH=C 6 H 5 ONa+H 2 O 2C 6 H 5 OH+2Na=2C 6 H 5 ONa+H 2 C 6 H 5 OH+3HNO 3 =C 6 H 5 (NO 2 ) 3 OH+3H 2 O C 6 H 5 OH+3Br 2 =C 6 H 5 (Br) 3 OH+3HBr C 6 H 5 Cl+NaOH=C 6 H 5 OH+NaCl
11 И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа + + C 6 H 5 OH+NaOH=C 6 H 5 ONa+H 2 O 2C 6 H 5 OH+2Na=2C 6 H 5 ONa+H 2 C 6 H 5 OH+3HNO 3 =C 6 H 5 (NO 2 ) 3 OH+3H 2 O C 6 H 5 OH+3Br 2 =C 6 H 5 (Br) 3 OH+3HBr C 6 H 5 Cl+NaOH=C 6 H 5 OH+NaCl
И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа 12 Фенол, в отличие от спиртов… Фенол, в отличие от бензола… Атомы в молекулах веществ влияют друг на друга C 6 H 5 OH+3HNO 3 =C 6 H 5 (NO 2 ) 3 OH+3H 2 O C 6 H 6 +HNO 3 =C 6 H 5 NO 2 +H 2 O C 6 H 5 OH+NaOH=C 6 H 5 ONa+H 2 O C 2 H 5 OH+NaOH – реакция не идет
И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа 13 Бромная вода Белый осадок C 2 H 5 OH C 2 H 4 (OH) 2 C 3 H 5 (OH) 3 C 6 H 5 OH
И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа 14 C C H H n
И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа 15
ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ ДЛЯ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. 16 И.М.Бурдыгова МБОУ Остерская средняя школа Тест для самоконтроля