Чтение в первый год жизни стимулирует формирование зон мозга, отвечающих за речевое и образное мышление. Как правило, дети, приобщившиеся к чтению еще в колыбели, начинают говорить значительно раньше и правильнее сверстников, чьи родители не торопятся с чтением, их речь экспрессивна и выразительна.
Что мы читаем малышам?
Это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Колыбельные песенки; Потешки; Прибаутки; Сказки.
В народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать
Вот и люди спят, вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, утки на муравушке, Детки все по люлечкам …. Спят – поспят, всему миру спать – велят.
Песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальчиками, ручками и ножками («Ладушки», «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок»
Песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Прибауткам свойствен сюжет.
На втором году жизни малышу рассказывают первые в его жизни сказки: «Репка», «Курочка-Ряба». С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном – об игрушках. Поэтесса А.Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях.
Целенаправленное и систематическое использование фольклора позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Переплет Для самых маленьких хорошо подходят книги в плотных картонных переплетах – прочные страницы не под силу разорвать даже самым темпераментным «книголюбам». Недавно в продаже появились симпатичные книжки, картонные страницы которых «прошиты» толстым шнуром.
Бумага Она детских книгах должна быть толстой, белой или чуть бежеватой, но ни в коем случае не серой – это вредно для глаз. Обязательно проверьте, не острые ли края у листов, чтобы малыш не поранил пальчики. Идеальны книги, напечатанные на картоне, кроме того безопасны и очень приятны тканевые книги, а если маленький книгочей не желает расставаться с любимым занятием и во время купания, можно подарить ему особые непромокаемые книги для ванной (большой ассортимент «купальных» книг у издательств «Лабиринт», «Росмэн-Пресс», «Эгмонт Россия Лтд.» и др.).
Объем Для маленьких детей лучше выбирать книги небольшого объема и формата. Оптимальны книжки, где под одной обложкой напечатана одна сказка или одно стихотворение. Лучше всего, если на каждой странице напечатано одно предложение (поэтическая строчка), сопровождающееся иллюстрацией. Едва ли не идеальны в этом отношении сказки- малышки с иллюстрациями Владимира Сутеева. Однако в магазинах можно найти и «правильные» книги современных авторов. Отличный пример – книжка Анны Мерзлякиной «Морское путешествие» (М.: Эксмо, 2008).
Шрифт Шрифт в детской книжке обязательно должен быть ясным, четким и крупным, ведь даже самые маленькие детишки рассматривают в книгах не только картинки, но и подписи к ним.
Не просто картинки Особое внимание при выборе книг следует уделить иллюстрациям, которые для маленького ребенка являются главным каналом восприятия текста. Поэтому картинки в детской книге должны не просто комментировать текст, а дополнять, расширять, углублять его понимание. Иллюстрации в книгах для самых маленьких должны быть крупными, ясными и четкими. Малыш пока еще не в состоянии долго удерживать внимание, поэтому обилие мелких деталей ни к чему, на картинке должно быть выделено самое главное в литературном произведении.
Очень большое значение играет и цвет. Вопреки распространенному мнению, детям нравятся вовсе не яркие прямые цвета, а нежные, спокойные полутона. К тому же, богатство оттенков развивает у малыша способность к восприятию цвета.
Классики и современники Основу первой библиотеки крохи должны составить книги с классическими, проверенными временем иллюстрациями В. Сутеева, В. Конашевича, Ю. Васнецова, В. Чижикова, Б. Диодорова. Т. Мавриной, В. Пивоварова. Однако не стоит ограничиваться лишь ими, ведь и сегодня есть немало прекрасных художниковграфиков. Очень хороши иллюстрации Натальи Петровой к русским народным сказкам «Репка», «Колобок», «Маша и медведь» (М.: Самокат, 2007). Ярко, динамично, оригинально оформление «Путаницы» К. Чуковского в исполнении Надежды Суворовой (М.: Самокат, 2007).