Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации ( далее ФГТ ) заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребёнка, привлекательные для детей формы организации деятельности.
«физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»; «эмоционально отзывчивый»; «любознательный, активный»; «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения)»; «способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений»; «способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своём месте в нём, о государстве, о мире и природе»; «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»; «овладевший необходимыми умениями, навыками (для осуществления музыкальной деятельности)».
Если говорить об образовательной области «Музыка», то она (при условии применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью формирования общей культуры детей), несомненно, внесёт свой весомый вклад в формирование всех перечисленных выше интегративных качеств детей.
двигательная активность детей под музыку, окрашивающую движения ребёнка эмоциями, способствует физическому развитию, увлечённости этой деятельностью (диагностируется увлечённость детей движениями под музыку, качество их согласованности с музыкой)
Привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая проявляется в их вопросах, ответах на вопросы, желании действовать.
Эстетические чувства при восприятии музыки закрепляются в виде личностных нравственно – эстетических проявлений (в процессе наблюдений диагностируется поведение во время слушания, степень эмоциональной отзывчивости) – внимания, внешних эмоциональных проявлений.
Совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. В процессе наблюдений диагностируются личностные проявления детей – желание помочь другому ребёнку, желание действовать сообща.
Диагностируется в процессе наблюдений за поведением детей (помощь другим детям, доброжелательность).
Проявляется в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке.
В процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируются представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своём месте в нём, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окрашенности образов. При изучении произведений о семье, родной стране, природе диагностируются проявления эмоциональной отзывчивости, понимание детьми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изображён.
Развитие музыкального восприятия – процесс обучения детей умению слушать и слышать, выполнять задания взрослого, что способствует подготовке детей к школе. В процессе наблюдений диагностируются умения сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончанием звучания марша, петь выразительно, ритмично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик и др.).
Диагностируется по предпочтениям детей, желанию слушать художественно полноценную музыку, называнию любимых произведений, композиторов, высказываниям о музыке (восприятие), исполнительским и творческим умениям.
всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектиа детского сада в процессе формирования названных личностных качеств детей – ещё одно новое требование, обозначенное в ФГТ.