Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат реализации междисциплинарных программ Индивидуальный образовательный проект как результат реализации междисциплинарных программ ФГОС основного общего образования основная образовательная программа
ПРОГРАММА «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся» ПРОГРАММА «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся» ПРОГРАММА «Основа смыслового чтения и работа с текстом» ПРОГРАММА «Основа смыслового чтения и работа с текстом» ПРОГРАММА «Формирование универсальных учебных действий» ПРОГРАММА «Формирование универсальных учебных действий» ПРОГРАММА «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» ПРОГРАММА «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» Примерная основная образовательная программа основного общего образования: 4 междисциплинарные программы
ФГОС основного общего образования основная образовательная программа ПРОГРАММА «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся» ПРОГРАММА «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся» ПРОГРАММА «Основа смыслового чтения и работа с текстом» ПРОГРАММА «Основа смыслового чтения и работа с текстом» ПРОГРАММА «Формирование универсальных учебных действий» ПРОГРАММА «Формирование универсальных учебных действий» ПРОГРАММА «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» ПРОГРАММА «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» Единая междисциплинарная программа лицея
Междисциплинарная программа направлена: на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала основного общего образования, развитию системы универсальных учебных действий на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы на обеспечение профессиональной ориентации обучающихся, способствующей построению индивидуальной образовательной траектории школьников в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении Междисциплинарная программа направлена: на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала основного общего образования, развитию системы универсальных учебных действий на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы на обеспечение профессиональной ориентации обучающихся, способствующей построению индивидуальной образовательной траектории школьников в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении ФГОС основного общего образования основная образовательная программа труктура основной образовательной программы
ЦЕЛЬ: Достижение планируемых результатов по освоению обучающимся универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «умение учиться», способность к построению индивидуальной образовательной траектории и к самостоятельному выбору профилирующих направлений дальнейшего обучения ЦЕЛЬ: Достижение планируемых результатов по освоению обучающимся универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «умение учиться», способность к построению индивидуальной образовательной траектории и к самостоятельному выбору профилирующих направлений дальнейшего обучения ФГОС основного общего образования основная образовательная программа труктура основной образовательной программы
Задачи междисциплинарной программы: обеспечение соответствия междисциплинарных программ требованиям Стандарта; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; обеспечение эффективного сочетания урочной и внеурочной деятельности, взаимодействия всех субъектов образовательного процесса участников; формирование у лицеистов совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок; формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом; формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет Задачи междисциплинарной программы: обеспечение соответствия междисциплинарных программ требованиям Стандарта; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; обеспечение эффективного сочетания урочной и внеурочной деятельности, взаимодействия всех субъектов образовательного процесса участников; формирование у лицеистов совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок; формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом; формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет ФГОС основного общего образования основная образовательная программа
Результат реализации программы – индивидуальный образовательный проект Например: 5 класс- историко-социокультурное направление 6 класс – филологическое направление 7 класс – естественно-научное направление 8-9 класс – научное исследование в разных областях наук, в соответствии с профилем обучения Индивидуальный проект должен удовлетворять следующим условиям: наличие социально или личностно значимой проблемы наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика» самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося проект межпредметный, надпредметный, т.е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины Результат реализации программы – индивидуальный образовательный проект Например: 5 класс- историко-социокультурное направление 6 класс – филологическое направление 7 класс – естественно-научное направление 8-9 класс – научное исследование в разных областях наук, в соответствии с профилем обучения Индивидуальный проект должен удовлетворять следующим условиям: наличие социально или личностно значимой проблемы наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика» самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося проект межпредметный, надпредметный, т.е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины ФГОС основного общего образования основная образовательная программа
Результат реализации программы – индивидуальный образовательный проект Требования к результатам индивидуального проекта: сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления способность к аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов, использования правильной терминологии, аналитической и оценочной деятельности Результат реализации программы – индивидуальный образовательный проект Требования к результатам индивидуального проекта: сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления способность к аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов, использования правильной терминологии, аналитической и оценочной деятельности ФГОС основного общего образования основная образовательная программа
Разделы междисциплинарной программы: Проектные и учебно-исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания проектной деятельности Учебная деятельность в подростковом возрасте как основа развития универсальных учебных действий Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом (информацией) Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы Разделы междисциплинарной программы: Проектные и учебно-исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания проектной деятельности Учебная деятельность в подростковом возрасте как основа развития универсальных учебных действий Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом (информацией) Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы ФГОС основного общего образования основная образовательная программа
Проектные и учебно-исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе Особенности проектной и исследовательской деятельности Этапы учебно-исследовательской и проектной деятельности и ведущие умения обучающихся по каждому этапу Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на урочных занятиях: Урок- защита исследовательских проектов Урок – лаборатория Урок- творческий отчет Учебный эксперимент Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на внеурочных занятиях: Образовательные экспедиции Конференция Научного общества учащихся Интеллектуальные и творческие конкурсы Телекоммуникационные проекты Интеллектуальный марафон Проектные и учебно-исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе Особенности проектной и исследовательской деятельности Этапы учебно-исследовательской и проектной деятельности и ведущие умения обучающихся по каждому этапу Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на урочных занятиях: Урок- защита исследовательских проектов Урок – лаборатория Урок- творческий отчет Учебный эксперимент Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на внеурочных занятиях: Образовательные экспедиции Конференция Научного общества учащихся Интеллектуальные и творческие конкурсы Телекоммуникационные проекты Интеллектуальный марафон ФГОС основного общего образования основная образовательная программа
Разделы междисциплинарной программы: Проектные и учебно-исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания проектной деятельности Учебная деятельность в подростковом возрасте как основа развития универсальных учебных действий Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом (информацией) Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы Разделы междисциплинарной программы: Проектные и учебно-исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания проектной деятельности Учебная деятельность в подростковом возрасте как основа развития универсальных учебных действий Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом (информацией) Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы ФГОС основного общего образования основная образовательная программа
Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе Подготовка (сентябрь, образовательная сессия) - формулирование замысла, планирование возможных действий Опыт (деятельность в течение учебного года) - проба осуществления замысла, первичная реализация Демонстрация (май, образовательное событие) - окончательная реализация замысла, своеобразный отчет о связи замысленного и реализованного. Фактически это этап оценки состоятельности своего замысла. ЭТАПЫ: Переходный этап (5-6 класс) - проектная задача Этап самоопределения (7-9 класс) - проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе Подготовка (сентябрь, образовательная сессия) - формулирование замысла, планирование возможных действий Опыт (деятельность в течение учебного года) - проба осуществления замысла, первичная реализация Демонстрация (май, образовательное событие) - окончательная реализация замысла, своеобразный отчет о связи замысленного и реализованного. Фактически это этап оценки состоятельности своего замысла. ЭТАПЫ: Переходный этап (5-6 класс) - проектная задача Этап самоопределения (7-9 класс) - проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование ФГОС основного общего образования основная образовательная программа
Разделы междисциплинарной программы: Проектные и учебно-исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания проектной деятельности Учебная деятельность в подростковом возрасте как основа развития универсальных учебных действий Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом (информацией) Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы Разделы междисциплинарной программы: Проектные и учебно-исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе Оценка сформированности ключевых компетентностей в рамках оценивания проектной деятельности Учебная деятельность в подростковом возрасте как основа развития универсальных учебных действий Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом (информацией) Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы ФГОС основного общего образования основная образовательная программа
Нормативно-правовая база Учебный план образовательного учреждения Положение об индивидуальном образовательном проекте Положение о Фестивале презентаций проектов Положение о Научном обществе учащихся лицея Положение конференции Научного общества учащихся лицея Должностная инструкция педагога-тьютора Методическое обеспечение Паспорт индивидуального образовательного проекта Программа курса «Основы исследовательской и проектной деятельности» Программы метапредметных курсов: - «Задача» - «Развитие информационной компетентности» - «Основы здорового образа жизни» Рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности