Формирование культуры толерантности в школе
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ Утверждена резолюцией генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; Интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.
Толерантность: - tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным; - tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным; - to tolerance (англ.) - быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; - to tolerance (англ.) - быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; - tolerance (фр.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; - tolerance (фр.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; - tolerencia (исп.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; - tolerencia (исп.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; - kuan rong (кит.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; - kuan rong (кит.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; - tasamul' (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; - tasamul' (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; - толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать, признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо, чему-либо, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо. - толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать, признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо, чему-либо, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо.
Обобщенная характеристика толерантной личности по Г. Оллпорту ориентация на себя ; ориентация на себя ; потребность в определенности ; потребность в определенности ; меньшая приверженность к порядку ; меньшая приверженность к порядку ; способность к эмпатии ; способность к эмпатии ; предпочтение свободы, демократии ; предпочтение свободы, демократии ; знание самого себя ; знание самого себя ; ответственность ; ответственность ; защищенность. защищенность.
Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями. 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.
Уровни выраженности толерантности подростков Низкий Нежеланием или неумением принимать многомерность социальной реальности и неизбежность вариативности ее восприятия; отсутствием сформированных представлений (или их фрагментарный характер) о проблемах толерантности, толерантного отношения и поведения. Оценка объектов взаимодействия носит необъективный, пристрастный характер, отсутствует дисциплина оценок. В процессе оценивания ярко проявляется влияние стереотипов, зачастую имеющих негативную окраску. На низком уровне выражены гибкость, критичность и креативность мышления. Самооценка неустойчива и неадекватна, с тенденциями, как к необоснованному занижению, так и к завышению. В системе ценностей слабо выражена толерантная составляющая. В системе ценностей слабо выражена толерантная составляющая. Фиксируется низкий уровень развития эмпатийных способностей, вследствие чего отношение к другому базируется на его оценивании, практически исключается безоценочное принятие. При повышенном уровне личностной невротизации и эмоциональной возбудимости не развиты способности к саморегуляции, что приводит к дезорганизующему поведению в сложных ситуациях. Фиксируется низкий уровень развития эмпатийных способностей, вследствие чего отношение к другому базируется на его оценивании, практически исключается безоценочное принятие. При повышенном уровне личностной невротизации и эмоциональной возбудимости не развиты способности к саморегуляции, что приводит к дезорганизующему поведению в сложных ситуациях. Слабо развиты волевые качества. Проявляются склонности к силовым решениям конфликтов, либо полный уход из конфликтной ситуации, связанный с избеганием взаимодействия, отсутствует ориентация на поиск компромиссных решений. Проявление толерантного отношения не исключается, однако носит случайно-ситуативный характер.
Средний Данный уровень характеризуется принятием многомерности социального бытия, не находящим адекватного и систематического воплощения в вариативности его восприятия и оценивания; неполными, а по некоторым вопросам и фрагментарными представлениями и знаниями о ненасилии, правах человека, толерантности, толерантном поведении; неравномерностью развития изучаемых составляющих мышления (высокий и средних уровень развития одних составляющих, при среднем и низком уровне других). При оценке объектов взаимодействия прослеживается сильное влияние субъективных и объективных факторов, т. е. говорить об однозначно сформированной ориентации на развернутую и объективную оценку нельзя. Фиксируются случаи несвоевременного высказывания негативных оценок, что свидетельствует о недостаточном уровне развития дисциплины оценок. Самооценка неустойчива, в основном адекватна с тенденцией к завышению. В системе личностных ценностей толерантная составляющая выражена достаточно явно, однако в межличностном взаимодействии данные установки проявляются редко. Отдельные личностные проявления, лежащие в основе эмоционально- волевого компонента (способность к эмпатии, идентификации, принятию, эмоциональная устойчивость, волевые качества, в том числе саморегуляции), выражены достаточно сильно, при умеренной выраженности других и носят относительно устойчивый характер, что создает потенциальную основу для проявления толерантного поведения. Способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное поведение развиты неравномерно, диапазон их развития колеблется от низкого до высокого. В целом, при наличии осознания важности толерантности, установок на ее проявление и потенциальной основы толерантного поведения, на практике его проявления не носят систематического характера.
Высокий Данный уровень характеризуется осознанным принятием сложности и многообразия мира, ориентацией на вариативность при его восприятии и оценивании. Присутствуют системные знания, соответствующие данному возрасту, о ненасилии, правах человека, толерантности и толерантном поведении. Хорошо развито рефлексивное мышление, характерное для данного периода развития, особенность которого: гибкость, критичность и инновационность. Оценка объектов взаимодействия близка к развернутой (присутствует доминанта фактурной оценки), объективна, не подвержена влиянию стереотипов. Сформирована дисциплина оценок. Оценка объектов взаимодействия близка к развернутой (присутствует доминанта фактурной оценки), объективна, не подвержена влиянию стереотипов. Сформирована дисциплина оценок. Самооценка преимущественно устойчива и адекватна. Толерантность занимает значимую позицию в системе личностных ценностей, в межличностном взаимодействии четко проявляются толерантные мотивы и установки. Личностные проявления, лежащие в основе эмоционально-волевого компонента (способность к эмпатии, идентификации, принятию, эмоциональная устойчивость, волевые качества, в том числе саморегуляция), имеют широкий диапазон, выражены достаточно сильно, носят устойчивый стабильный характер. Способности, умения и навыки, обеспечивающие толерантное поведение хорошо развиты. На практике отмечается преобладание толерантного и ассертивного поведения.
Чем отличается толерантная личность от интолерантной Знание самого себя; Защищенность;Ответственность; Потребность в определенности; Ориентация на себя – ориентация на других; Чувство юмора; Авторитаризм.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) формирование умения определять границы толерантности. II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования: 1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания; 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности; 4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей и подростков.
Подходы к воспитанию толерантности: Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я- концепцию" партнера; индивидуальный подход. Деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей.
Принципы воспитания толерантности: Группа принципов Название принципа Сущность принципа Правила Общепедагогический Принцип целенаправлен ности Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей. развитие интереса к проблеме толерантности; развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; четкое определение конечного результата воспитательных воздействий; постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся; ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества
Общепедагогический Учет индивидуальных и половозрастных особенностей Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир. развить толерантность как средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период - духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толерантности. методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием; минимизировать проявление агрессии, снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), актуализировать желание общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности.
Общепедагогический Принцип культуросо образности В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром; учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья); отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике; использовать потенциал культуры мира
Общепедагогический Принципы связи воспитания толерантности с жизнью Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; демонстрация последствий толерантности и интолератности; поиск способов решения, сотрудничество и диалог; возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия)
Общепедагогический Принцип уважительного отношения к личности Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах
Общепедагогический Принцип опоры на положительное в ребенке Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми. выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность; создание ситуации успеха
Частные Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толерантности. изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; опираться на возможности и уровень социальной среды; интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности
Частные Принцип завуалированност и педагогических воздействий и опоры на активность ребенка Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека. использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.; недопущение в общении нот морализаторства и назидания
Частные Принцип единства знания и поведения Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности; перевод толерантности из области знания в область действия.
Частные Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении опора на позитивный опыт толерантного взаимодей ствия; создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся; использование демократического стиля педагогического руководства; организация диалога и сотрудничества в коллективе; организация психолого- педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.
Частные Принцип диалогичности и сотрудничества Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсн ости. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик- ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель- культура. актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности; организация активных форм и методов воспитания толерантности
Частные Принцип воспитывающей рефлексии Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности
Организационные моменты ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа; учебный диалог строго ограничен по времени; если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний; речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов. ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа; учебный диалог строго ограничен по времени; если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний; речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов.
Диалогическая форма общения: Диалогическая форма общения: открытость к изменению своего мнения; признание множественности истин; личностная подключённость к информации; стремление к сотрудничеству; межличностный характер взаимодействия; позиция «наравне»; демократичный стиль общения. творчество; поиск нового; признание незавершенности; эмпатия; адекватная самооценка; стремление к самосовершенствованию; слушание (понимание); словесные воздействия: просьба, ободрение, удивление, объяснение. открытость к изменению своего мнения; признание множественности истин; личностная подключённость к информации; стремление к сотрудничеству; межличностный характер взаимодействия; позиция «наравне»; демократичный стиль общения. творчество; поиск нового; признание незавершенности; эмпатия; адекватная самооценка; стремление к самосовершенствованию; слушание (понимание); словесные воздействия: просьба, ободрение, удивление, объяснение.
Правила ведения диалога: Правила корректного ведения диалога. Предотвращение «словесной драки». Логичность и доказательность речи. Этикетные фразы для ведения диалога. Конструктивное завершение диалога независимо от того, пришли ли разговаривающие к единому мнению. Мимика, жестикуляция. Внимательность к говорящему, выслушивание его мнения до конца. Активная работа на уроке каждого участника. Доверие друг к другу. Недопустимость насмешек и оскорбительных комментариев. Право каждого на свое мнение. Правила корректного ведения диалога. Предотвращение «словесной драки». Логичность и доказательность речи. Этикетные фразы для ведения диалога. Конструктивное завершение диалога независимо от того, пришли ли разговаривающие к единому мнению. Мимика, жестикуляция. Внимательность к говорящему, выслушивание его мнения до конца. Активная работа на уроке каждого участника. Доверие друг к другу. Недопустимость насмешек и оскорбительных комментариев. Право каждого на свое мнение.
Для организации коллективного диалога необходимо: 1. Снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком. 2. Владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога. 3. Использование на уроках различных диалоговых приемов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций. 4. Смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию, из закрытой педагогической позиции в открытую. 1. Снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком. 2. Владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога. 3. Использование на уроках различных диалоговых приемов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций. 4. Смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию, из закрытой педагогической позиции в открытую.
Спасибо за внимание