Инструмент проверки и оценки эффективности содержания и результатов образования База для обоснования путей устранения недостатков учебного процесса в ОУ Основа для принятия эффективных управленческих решений
Образовательный мониторинг Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг - область деятельности учебного заведения, которая непосредственно связана с организацией и совершенствованием учебно-воспитательного процесса
Педагогически й мониторинг Результаты учебно- воспитательного процесса Содержание образования Совершенствование профессионального мастерства педагогического состава
Образоват ельный мониторин г Материальн ая база школы Финансиров ание, экономичес кая политика школы Социальная защита детей и педагогов Кадровый состав
Результативность учебно-воспитательного процесса Уровень обученности, уровень качества обученности Уровень воспитанности Содержание образования Учебные планы, образовательные программы Педагогические технологии Система непрерывного образования Методическая работа, повышение квалификации самообразование
Сравнительный анализ мониторинга дает возможность сравнения обученности учащихся, групп, классов. Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течение длительного времени с определенным контингентом учащихся. Констатирующий характер – обследование, направленное на выявление знаний учащихся. Диагностирующий характер – обследование, направленное на установление причин выявленного состояния знаний учащихся. Прогнозирующий –обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный момент.
Заменяет текущий, тематический итоговый контроль Дает намного больший коэффициент полезного действия
Содержит определенную схему. Определены конкретные цели. После мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Степени обученности Степени обучаемости Познавательных интересов Мотивов учения Установление дидактических причин слабой успеваемости Степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом Эмоционального состояния учащихся Характер внутришкольных взаимоотношений Педагогической культуры учителей
Мотивации обучения Потребности учиться Умения учиться Работоспособности обучаемых Объема учебной деятельности Регулярности обучения Активности и настойчивости в обучении Стимулирования обучения Управления обучением Внимательности, дисциплинированности, усидчивости Применения знаний на практике Способности к изучению конкретных знаний Потенциальных возможностей Сложности учебного материала Методов обучения
Особенностей психической деятельности Вида и характера учебной деятельности Уровня учебной подготовки Уровня общей подготовки (эрудиции) Психологических условий обучения Средства обучения Потенциальных возможностей учителя Санитарно-гигиенических условий Потребности в достижениях Установки на продуктивность
Совместные усилия специалистов педагоги психолог и админист рация родители
1 уровень – индивидуальный, персональный Осуществляется учителем, классным руководителем ежедневно (наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям) 2 уровень – внутришкольный Осуществляет администрация школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения)
Представляет систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» Обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика Обеспечивает включение ученика в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей
Дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков) Воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного процесса (уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, социум) Психолого-педагогический – слежение за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей (совместно с психологом) Медицинский – слежение за динамикой здоровья обучающихся (совместно с медицинским работником школы)
3 этапа педагогического мониторинга: 1 этап – подготовительный (определяется цель, объект, сроки, инструментарий) 2 этап – практический (сбор информации) 3 этап – аналитический (анализ, выработка рекомендаций, определение путей корректировки)
Обучающийся Класс Отдельные направления учебно- воспитательного процесса
Наблюдение Опрос Собеседование Анализ документов Посещение уроков Контрольные срезы Анкетирование Тестирование и др. Использование различных методик сбора информации зависит от целей проведения мониторинга
4 уровня учебных достижен ий 1 уровень (недопустимый) – не усвоен программный минимум 2 уровень (критический )- усвоен программный минимум 3 уровень (допустимый) – Уровень знаний в основном соответствует требованиям программы 4 уровень (оптимальный)- Уровень знаний полностью соответствует требованиям программы
Знания соответствуют программе (понимает, применяет, сформированы умения и навыки)
Знания в основном соответствуют требованиям программы (различает, запоминает, воспроизводит)
Усвоен программный минимум (частично различает, запоминает, воспроизводит)
Не усвоен программный минимум (не различает, не запоминает, не понимает)
Заполняется по итогам четверти Является информативным для родителей Позволяет выявить уровень освоения тем Рассмотреть динамику усвоения учебного материала Определить типичные ошибки по предмету Скорректировать работу по устранению ошибок
Виды административных контрольных работ: 1 - стартовая (входная) 2 – промежуточная (полугодовая) 3 – итоговая (годовая)
Цель – определить степень устойчивости знаний учащихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет
Цель – отслеживание динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости и второгодничества
Цель – определение уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, отслеживание динамики их обученности, прогнозирование результативности дальнейшего обучения учащихся, выявление недостатков в работе, планирование внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга
процедура, предполагающая определение соответствия систем оценки качества образования на школьном, муниципальном, региональном уровнях заданным требованиям.
Содержание, структура, набор оценочных процедур и требования к инструментарию их проведения с целью отслеживания полноты и правильности работы всей системы оценки качества образования.
1/образовательные результаты, прослеживающиеся через все образовательные области, уровни образования; 2/ключевые компетентности (метапредметные результаты) – универсальные способы действия, которыми должен обладать человек по включению в современные процессы; 3/предметные компетентности ( в виде уровня освоения культурных средств и способов действий, позволяющих школьнику решать как учебные, так и внеучебные задачи; 4/социальный опыт – опыт, приобретенный субъектом в собственной деятельности.
Индикаторы – это средства, при помощи которых можно получить представление о текущем состоянии образования и информировать об этом образовательное сообщество.
Индикаторы процесса (% уч-ся, имеющих индивидуальный прогресс в образовании; % уч-ся, получающих образование в разных формах; % второгодников, % уч-ся, перешедших на следующий уровень образования и т.п.). Индикаторы результатов (промежуточные и итоговые учебные достижения учащихся, внеучебные результаты. Инидикаторы ресурсов (финансирование образования по источникам; общие затраты времени на освоение основной образовательной программы; квалификация педагогов; эффективность использования образовательных технологий и информационных ресурсов.
1 уровень – оценка качества деятельности образовательного учреждения /самооценка ученика, педагогическая оценка учителя, управленческая оценка администрации, общественная оценка со стороны общества/. 2 уровень – оценка качества муниципальной образовательной системы /мониторинг оценки условий реализации муниципального задания/. 3 уровень – оценка качества образования региона /диагностика предметных и метапредметных результатов, реализация ФГОС/. 4 уровень – федеральный уровень оценки качества образования /международные мониторинговые исследования качества образования: PIRLS, PIZA и др, реализация ФГОС; государственная (итоговая) аттестация/.
Совокупность процедур оценки необходимых условий, достижений планируемых результатов и установления их взаимовлияний.
Индивидуальные учебные достижения (планируемые результаты) школьников; Содержание и пути (способы) реализации основной образовательной программы; Образовательная среда школы и ее эффективность для достижения целей ООП.
Внешняя оценка (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе слуюбами); Внутренняя оценка (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
используются для выработки оперативных решений; Лежат в основе школьного планирования.
Самооценка субъектов образовательного процесса, Самооценка школы, Школьный мониторинг, Сбор статистических данных, Опросы родителей, Оценка учебных предметных программ.
Проводится органами управления образованием, другими специальными организациями; Ее результаты публичны, Позволяют определить собственный прогресс, Сравнить свои достижения с другими образовательными учреждениями.
Государственные экзамены, Государственная инспекция, Внешний независимый аудит, Мониторинговые исследования.