Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18
уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Как учить без принуждения? Как помочь раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?
Изменились цели образования. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей (общеучебные умения и навыки).
То сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся (владение универсальными учебными действиями).
Назначение школы – помочь ребёнку освоить не свой опыт (он его приобретает сам по себе!), а опыт других поколений – приведённый в систему социальный опыт.
Для этого существует учебная деятельность, посредством которой ученик может опробовать исторический опыт виртуально, т.е. не реальную жизненную, а учебную задачу.
Учение – глубоко индивидуальная деятельность. НИКТО ЗА МЕНЯ ВЫУЧИТЬСЯ ЧЕМУ-ЛИБО НЕ СМОЖЕТ!
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулировани ю проблемы 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения о фактах; - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием - Сколько в классе мнений? Почему так получилось?
3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью - Вы сначала как думали? А как на самом деле? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? 6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Побуждающий к гипотезам диалог Побуждающий к гипотизам диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устнойпрактической Общее побуждение К гипотезам: - - Какие есть гипотезы? К аргументу/ контраргумент у: - Согласны с этой гипотезой? Почему? К плану проверки: - Как можно проверить эту гипотезу? ПодсказкаК решающей гипотезе К аргументу/ контраргумент у К плану проверки СообщениеРешающей гипотезы Аргумента/ контраргумент а Плана проверки