Типы семейного воспитания Цели: 1.Познакомить родителей с типами семейного воспитания 2.Показать возможные варианты решения семейных проблем
Авторитетный стиль Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним признают право на саморазвитие Признание и поощрение самостоятельности своих детей Дети адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, хорошо учатся и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль Требования родителей категоричны, они неуступчивы, отдают приказы и ждут неукоснительного их выполнения Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения Дети – замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными Гипопротекция – за ребёнком осуществляется формальный контроль, а на самом деле родители ребёнком не интересуются Гиперпротекция – ребёнок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребёнка не формируются инициатива и чувство долга.
Либеральный стиль Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, прощают его слабости, легко общаются с ним, доверяют ему во всём, не склонны к запретам и ограничениям Детям предоставлен избыток свободы, преобладает безусловная родительская любовь, не устанавливается никаких ограничений, поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Индифферентный стиль Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, заняты решением собственных проблем Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к отклоняющемуся от нормы поведению.
Ситуации 1. В доме собрались ребята, друзья вашего ребёнка. Как можно их организовать, чем занять? 2. Вам необходима помощь ребёнка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите? 3. Ваш ребёнок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете вашему ребёнку?
Домашнее задание 1. В течение 4-х дней после собрания ни при каких обстоятельствах не повышать на ребёнка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика. 2. В течение 2-х дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «иди спать» вопрос: « Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?», « Молока налить целый стакан или половину?», « Из школы придёшь сразу или на полчаса задержишься?». 3. В минуту сильнейшего раздражения на ребёнка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
Советы Д.Карнеги 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека 2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме 3. Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках 4. Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания 5. Давайте возможность человеку спасти своё лицо 6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах 7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним 8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым 9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.