1 Формирование российской идентичности средствами учебной литературы
2 Миссия образования как ведущей социальной деятельности общества Формирование российской идентичности как условие укрепления российской государственности
3 Гражданская идентичность Осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для человека значимый смысл Энциклопедия социологии
4 Развитие системы гражданского воспитания в России Россия до 1917 года Советский период Современная Россия
5 С кем и в какой степени россияне испытывают чувство общности
6 Вызовы времени - формирование российской идентичности Кризис гражданской идентичности после распада Советского Союза Возникновение рисков распада России на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам Неопределенность ценностных ориентаций подрастающих поколений
7 Чем из прошлой истории страны сегодня гордятся граждане России
8 Отношение россиян к многонациональному характеру России
9 Ценностные ориентиры методологии образования Российская идентичность Этническая, региональная идентичность Гражданская идентичность Общечеловеческая идентичность
10 Уровень доверия россиян следующим государственным и общественным институтам
11 Ценностные ориентиры системы образования (требования к результатам) Российская идентичность Идеалы ценностей гражданского общества Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур Ценности безопасности (личностной, социальной, государственной) Национальное согласие по основным этапам становления и развития страны Семейные ценности Ценность человеческой жизни
12 Стандарт как общественный договор: ориентиры развития СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Гражданское Личностное Социальное Общекультурное …
13 Стандарт как совокупность трех систем требований организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре образо- вательных программ К результатам освоения образовательных программ К условиям реализации образовательных программ
14 Требования к результатам освоения основных образовательных программ Базисный образовательный план Программы воспитания и социализации Концепция образователь ных областей Планируемые результаты обучения Универсаль ные учебные действия Примерные программы Фундаме нтальное ядро содержа ния Програм ма воспита ния Внеучебные Внешкольные УМК Т Базисный
15 Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Знаниевый компонент - Историко-географический образ России -Социально-политическое устройство -Знания о своей этнической и региональной принадлежности -Культурное и научное наследие России -Мировое культурное и научное наследие -Ориентация в системе морально- нравственных норм и ценностей -Основы здорового и безопасного образа жизни
16 Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Ценностный и эмоциональный компоненты -Гордость за Родину -Принятие этнической идентичности -Толерантность -Уважение личности, нетерпимость к насилию -Уважение ценности семьи, здоровья, окружающей среды -Сформированность морально- нравственной самооценки
17 Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Деятельностный компонент -Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций -Выполнение норм и требований школьной жизни -Умение вести диалог, разрешать конфликты -Следование моральным и нравственным нормам -Участие в общественной жизни -Умение строить жизненные планы
18 Факторы отбора содержания образования Обеспечение гражданского, нравственного воспитания, формирования ценностных ориентиров и убеждений Направленность на социализацию учащихся (формирование основ реализации социальных ролей, базовых коммуникативных, политических и социальных компетенций)
19 Факторы отбора содержания образования Интеграция в школьные курсы истории, обществознания, географии комплекса социально-гуманитарных наук (экономика, право, политология, социология, культурология) с целью формирования российской идентичности как целостности личности в ее мировоззрении, ценностно- смысловых установках, знаниях и готовности к деятельности Организация учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование социально-активной позиции учащихся, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины и народа
20 Роль отечественной истории в формировании российской идентичности Этническое самосознание Гражданское самосознание Формирование мировоззренческих, ценностно-смысловых установок личности Открытость к диалогу культур Религия и религиозная культура в жизни общества
21 Портрет будущего выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Разделяющий ценности безопасности и здорового образа жизни Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность
22 Спасибо за внимание! Александр Кондаков, генеральный директор ОАО «Издательство «Просвещение»