Научно-практическая конференция, посвященная Иоакиму Степановичу Максимову-Кошкинскому Исследовательская работа на тему «История чувашской кинематографии» Выполнила ученица 8 класса МОУ «Чубаевская ООШ» Егорова Кристина
Проблемные вопросы - Как развивалась кинематография в Чувашии? - Какой вклад внес в развитие этого волшебного искусства чувашский народ?
Методы исследования - Интервью заслуженного деятеля искусств ЧР М. Антонова; - выписка и анализ строк из письма Максимова – Кошкинского своей дочери из тюрьмы г. Алатыря в 1940 году; - поисковая работа над печатными материалами в СМИ по данной теме в отделе краеведения в библиотеке им. М. Горького; - поисковая работа над документами в архиве «Чувашкино»; - анализ высказываний рецензента журнала «Советский экран», печатных материалов по данной теме из московской газеты «Кино», из рязанской газеты «Рабочий путь», из газеты «Псковский набат»; материалы по данной теме из сети Интернет.
Первые кинотеатры 1908 год - Ф. Блохин в Алатыре открыл в своем каменном торговом доме кинотеатр «Патэ» (в 1918 году «Свет», позднее – «АРС») 1914 год - в Чебоксарах, на берегу Волги, частный предприниматель механик Вощакин открыл летний кинотеатр «Рекорд» год - в культпросветотделе Чебоксарского совдепа кипучую деятельность развил художник П. Мартенес, швед по национальности. Из Москвы привез кинопередвижку и на ней стал работать один из первых киномехаников города Н. Минеев. Горсовет оборудовал для кинопоказа мочальный склад, что стоял в устье реки Чебоксарки. Так появился в городе постоянно действующий кинотеатр. В это же здание в июне 1920 года переехал из Казани Чувашский драмтеатр под руководством И. Максимова – Кошкинского. Такое совмещенное учреждение получило название «Чувашское зрелищное предприятие» год - в Чебоксарах началось строительство первого звукового кинотеатра в республике. Здесь кроме демонстрации кинофильмов проходили массовые мероприятия. До пятидесятых годов кинотеатр назывался «Художественный», затем «Родина».
«Чувашкино» 1925 – 1932 годы в республике развернулась деятельность студии «Чувашкино», которая совместно с другими студиями выпустила 7 художественных фильмов и 3 документальные киноленты.
«Великие булгары» «Волжские бунтари» 1925 года на студию «Севзапкино» (ныне «Ленфильм») направлена заявка на то, что имеется исторический сценарий «Великие булгары» в 4 – х частях с прологом и эпилогом, рисующий жизнь чувашей в прошлом и настоящем. Лето 1925 года – работа над сценарием. 31 августа 1925 года между студией «Севзапкино» и ЦИК ЧАССР был заключен договор. Конец сентября 1925-весна 1926 года – съемки фильма. Июнь 1926 года – демонстрация фильма в Ленинграде и Чебоксарах.
Работа над фильмом Актеры и их роли Режиссер - П. П. Петров – Бытов Оператор - С. С. Лебедев, позднее ставший известным мастером научно – популярного кино. Художник – талантливый театральный художник – декоратор И. Бриф, Атеры: С. Галич (Хури) Т. Годлевская (Элимэ), П. Кириллов (ее отец Архай), М. Доброва (его жена), И. Таланов (полицейский исправник), А. Горюшин, П. Подвальный и др. актеры чувашских театров – И. Слободской, Т. Юн, Г. Парнэ, К. Катнуй и, конечно же, сам И. Максимов – Кошкинский
Отзывы о картине -деревня Элдьбарусово Мариинско_Посадского района : «Картина больше всех понравилась старикам, которые видели эти события в Бичуринской волости своими глазами». - деревня Нижеры: «Особенно публика заинтересовалась бытовой сторой картины. Поучителен домашний способ лечения ребенка».
«Сарпике» (1927) Фильм «Сар Пигэ» (1927) был поставлен О. Фрелихом по сценарию деятеля чувашского театра И. Максимова- Кошкинского. В основу сценария и фильма была взята известная повесть Н. Гарина- Михайловского «Зора» о борьбе чувашских крестьян против гнета помещиков. Кадры из фильма «Сарпике»: На 1 снимке И.Максимов_Кошкинский в роли свата; На 2 снимке Тани Юн в роли Сарпике.
«Черный столб» «В этой картине бежавший из царской тюрьмы революционер поселяется в чувашской деревне, рассказывает крестьянам на сходе о том, как он бежал из тюрьмы, получает шифрованные телеграммы из «центра» (это в царское-то время), бежит от урядника... и слоняется в той же деревне до тех пор, пока за ним не приезжает отряд казаков... В фильме «Черный Столб» бездарный безграмотный сценарий разрушает режиссерскую работу. В сценарии несколько тем, каждая из которых едва может уместиться в рамки самостоятельной картины. Тут и конокрадство и царское подполье, тут и побег из тюрьмы и «умыкание женщины», тут и несчастный роман и социальные отношения в деревне... Получается какая-то стихия материала которая буквально убивает каждое усилие построить картину. Это тем более обидно, что перед нами вдумчивые режиссеры; которые чувствуют материал кино и умеют обыграть его... Первая часть картины побег из тюрьмы крепко сколочена и увлекает зрителя, но последующее развитие событий делает совершенно ненужным этот эпизод. В картине хорошо показана Волга, остро и убедительно подан вечный спутник наших деревенских картин пожар, хорошо разработан целый ряд кадров, но картины нет ее убивает сценарий… Чувашские актеры Максимов-Кошкинский и особенно Тани Юн обнаруживают моментами крепкое знание своего ремесла, но обилие материала не дает им возможности развернуть сколько-нибудь значительные образы.» К. Фельдман «Советский экран» 7, 1928 год, стр. 13
«Вихрь на Волге» (1928) фильм современной тематики «Вихрь на Волге» (1928) о борьбе чувашских крестьян за осуществление национализации земли в первые годы революции. Единодушная оценка зрителей: «Вихрь на Волге» - один из лучших фильмов «Чувашкино».
«Апайка» 1930 Сценарий о событиях Гражданской войны и участии в борьбе за Советскую власть простой чувашской женщины (таких раньше презрительно называли «апайками») написал Максимов-Кошкинский, сам же был и постановщиком его. Острый сюжет фильма (брат и сестра оказываются в двух враждующих лагерях), захватывающая игра основных исполнителей, особенно Тани Юн, обеспечили фильму успех.
«Священная роща» (Киремет карти) В 1930 году, когда чувашская деревня встала на путь коллективизации, «Чувашкино» приступило к съемке фильма «Священная роща», рассказывающего о классовой борьбе. Злободневность темы и своевременность выпуска кинокартины на экраны сыграли большую роль в агитации крестьян за колхозы. Этот фильм оказался последним.
«Помни» (Асту) (1932) Осенью 1930 года «Чувашкино» влилось во вновь организованное «Востоккино» и прекратило свое существование. Фильм «Асту» (Помни) производства «Востоккино» вышел в 1932 году.
Продолжатели дела И.С.Максимова-Кошкинского Н.Д.Мордвинов, актер – «Богдан Хмельницкий», «Котовский» З.Шарко, актриса - «Чужие письма» и «Долгие проводы» С. Садальский, актер - «Белые росы», «Место встречи изменить нельзя» А.Хван - режиссера фильмов «Доминус», «Дюба - дюба», «Мания Жизели» Андрей Градов, актер, внук И.С.Максимова- Кошкинского
Внук И.С.Максимова-Кошкинского и Тани Юн – Андрей Градов Андрей Петрович Градов родился 29 января 1954 года. В 1974 году окончил театральное училище им Щукина. Заслуженный артист России. ФИЛЬМОГРАФИЯ Побег из тюрьмы (1977) Поздняя ягода (1978) Одинокий голос человека ( ) Место встречи изменить нельзя (1979) Мир в трех измерениях (1979) Ледяная внучка (1980) Берегите женщин (1981) Казнить не представляется возможным (1982) Найти и обезвредить (1982) Гостья из будущего (1985) Вина лейтенанта Некрасова (1985) По зову сердца (1986) Приближение к будущему (1986) Секретный фарватер ( ) Девушки из "Согдианы" (1987) Преследование (1988) Прямая трансляция (1989) Возьми меня с собой (1990) Вербовщик (1991) Личное оружие (1991) Идеальная пара (1992)... Аз воздам (1993) Страсти по Анжелике (1993) Зигзаг (1995) США Что сказал покойник (1998) ТВ-сериал Будем знакомы! (2000) ТВ-сериал Ундина (2003), сериал Ундина-2. На гребне волны (2004), сериал