Инновационное образование
Основные понятия педагогической инноватики Инновация (лат. «in» - в, «novus» - новый) (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Основные понятия педагогической инноватики Новшество - это средство (новый метод, методика, технология, учебная программа)
Основные понятия педагогической инноватики Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию (разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Почему новое не всегда дает положительный результат? новое не всегда является средством решения актуальных для конкретного дошкольного образовательного учреждения задач; при выборе средств обновления руководители ДОУ могут руководствоваться личными вкусами, симпатиями, принципом «нравится - не нравится»;
Почему новое не всегда дает положительный результат? внедрению новшеств должна предшествовать экспериментальная проверка, под контролем педагогов, психологов, медицинских и социальных работников;
Новое (С.И.Ожегов) – впервые созданный или сделанный, появившийся и возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, носящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, мало известный.
Классификация нововведений 1.Группировка нововведений по отношению к своему предшественнику замещающее новшество – вводится вместо устаревшего средства; отменяющее нововведение – прекращение деятельности ; открывающее нововведение – освоение новой программы, технологии, вида образовательных услуг; ретровведение - освоение нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в образовательной практике.
Классификация нововведений 2. Группировка нововведений по объему (масштабу) преобразований частные, не связанные между собой; модульные, включающие комплекс частных, связанных между собой (введение программы требует изменения в организацию учебно- воспитательного процесса и управленческую систему); системные, включают частные и модульные (создание нового образовательного учреждения, новой концепции развития дошкольного образования)
Классификация нововведений 3. Группировка нововведений по инновационному потенциалу модификационные, связанные с усовершенствованием и видоизменением образца (элементы программы); комбинаторные, конструирование элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании еще не использовались (обучение письму); радикальные, освоение наук через их интегрированность.
Источники инновационности социальный заказ дошкольному образовательному учреждению (частные лица, общественные организации, объединения, политические партии, государство); директивные и нормативные документы органов управления образованием;
Источники инновационности Собственный профессиональный опыт педагога, педагогическая интуиция, творчество
Источники инновационности анализ результатов и процесса функционирования дошкольного образовательного учреждения; педагогическая практика