Игра для учащихся 9-11 классов школ города и района
Проверить эрудицию школьников и расширить их кругозор
Проведем III тура, в результате которых мы получим троих участников финала. На красной дорожке участник получает 2 вопроса, но нельзя ошибаться; на желтой – 3 вопроса, но есть право на 1 ошибку; на зеленой – 4 вопроса и можно допустить 2 ошибки.
Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет По числу семи планет…» Назовите эту «великолепную семерку». Тур 1
«Семь металлов создал свет По числу семи планет. Дал нам космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово свинец… Сын мой! Сера – их отец, И спеши, мой сын узнать: Всем им ртуть – родная мать!» Известный русский революционер, ученый-химик, академик Н. А. Морозов.
Очень простые вопросы. Ваша задача быть внимательными, но быстрыми. На обдумывание вопроса не больше 30 секунд. Отвечает тот, кто первым поднимет руку! Успеха!
1. Получите название земной оболочки, добавив букву «ф» в название химического элемента 3 периода. 2.получите название химического элемента, убрав две буквы из названия корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом. 3.Как из названия древнего судна можно получить название инертного газа, добавив одну букву. 4.Как, использовав слово-клич, с которым солдаты идут в атаку, а мирные люди – на парад, получить название химического элемента. 5.Отбросив первые три буквы в названии химического элемента семейства лантаноидов, получите название сильного наркотика, используемого в медицине как болеутоляющее средство. 6.К названию какого химического элемента нужно прибавить в конце три буквы, чтобы получить название героя древнегреческого мифа, отправившегося в Колхиду за золотым руном.
Назовите фамилии выдающихся русских химиков
«Химия и физика, гидродинамика и технология, разведка нефти и угля, бездымный порох и маслобойное дело, мука, крахмал, вазелин и винокурение, производство стекла и техника земледелия, освоение пути через Северный полюс и полёт в одиночку на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения, таможенный тариф и разоблачение спиритизма, реформа фабрично-заводской промышленности и народного просвещения, великолепное презрение к чинам, званиям и наградам, равное обращение и с министром, и с мужиком, мгновенная вспыльчивость и быстрая отходчивость, увлечение русской живописью и бульварными романами с кражами и убийствами, шахматы, неизменная толстейшая папироса собственной закрутки и столь же неизменный крепчайший чай свежей заварки…» В. Орлов(«Гамаюн», М., 1980)
Автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.
Наиболее значительное произведение Александра Порфирьевича Бородина опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.
(Ответ. М.В.Ломоносов – 1711 г., Н.Н.Зинин – 1812 г., А.М.Бутлеров – 1828 г., А.П.Бородин – 1833 г., Н.Д.Зелинский – 1861 г., М.Склодовская-Кюри –1867 г., А.Е.Ферсман – 1883 г., )
Желаем дальнейших успехов! До новых встреч!