Одарённый ребёнок и личностно- ориентированный подход в его обучении и воспитании
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность – она проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний. Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике,биологии ).
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст период становления способностей и личности. Точка зрения Все дети являются одарёнными Одарённые дети встречаются крайне редко
три характеристики Высокий уровень развития способностей Высокая мотивация Сформированность эффективных способов деятельности- обучения, познания и /или творчества
Навыки саморегуляции. Креативность. Социальные связи. Профессиональное самоопределение.
отсутствие навыков действовать в ситуации явной неопределенности, когда нет обратной связи и нет гарантии безусловного успеха познавательной деятельности (что характеризует, прежде всего, как раз творческую ситуацию); неумение выдерживать и эффективно преодолевать самые разные кризисные ситуации; невозможность преодоления собственных, показавших свою индивидуальную эффективность, стереотипов деятельности, в частности, стереотипа преимущественного обучения, усвоения сравнительно с требованиями продуктивной творческой деятельности.
формирование и развитие способности одарённых детей к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности
формулирование и разработка такого психолого-педагогического метода, который, учитывая все особенности личности и обстоятельств развития одаренных школьников, решал бы, прежде всего проблему высокой успешности их будущей профессиональной деятельности
исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный; синектика
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; научные кружки, общества дискуссия; ТРИЗ; игры.
предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; « Научно - исследовательская лаборатория » ; игры А. Зака; ролевые игры; индивидуальные творческие задания; продуцирование
предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению
Два аспекта поведения инструментальныймотивационный
Наличие специфических стратегий деятельности быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений. Особый тип организации знаний одаренного ребенка высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Своеобразный тип обучаемости
Повышенная избирательная чувствительность. Повышенная познавательная потребность. Высокая требовательность к результатам собственного труда.
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. Степень сформированности. Форма проявлений. Широта проявлений в различных видах деятельности. Особенности возрастного развития.
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности лидерскую и аттрактивную одаренность. В духовно-ценностной деятельности одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
актуальная одаренность; потенциальная одаренность.
явная одаренность; скрытая одаренность.
общую одаренность; специальную одаренность.
ранняя одаренность; поздняя одаренность.
Типы развития гармоничныйдисгармоничный
Стратегия ускорения обучения Способы ускорения: 1. Индивидуализация обучения для одаренных учеников; 2. Занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам); 3. « перепрыгивание » через класс; 4. профильные классы; 5. радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.
расширение кругозора; освоение знаний об окружающем мире; самопознание; углубление в предметы; освоение метазнаний (знаний о знаниях). Стратегия обогащения обучения
Реализация в практике обучения: Идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В. Давыдов). Проблемное обучение (А.М. Матюшкин). Использование опорных схем, сигналов (В.Ф. Шаталов). Использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев). Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская). Каникулярные формы и программы: для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей); различные виды деятельности – познание себя и своих интересов; погружение в изучение предметов.
Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах ребенка. Содержание образования Поиск наиболее эффективных форм занятий
Содержание работы Развивающие программы Стратегии обучения Методы и формы урочной и внеурочной деятельности
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися. Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ З а д а ч и: 1)выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты на приемных собеседованиях и в ходе учебной деятельности психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности умственного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей; 2) формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.); 3) воспитание навыков общения, так как для одаренного ребенка в 6 – 7 лет умение учиться – это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество; 4) обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника