Презентацию подготовила учитель черчения и ИЗО МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» Романова Татьяна Николаевна г. Воскресенск Московская область 2007 год
1.Формировать у детей интерес к истокам русской культуры и художественно – творческую активность. 2.Углублять эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве. 3.Развивать творческое воображение. 4.Познакомить детей с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества. 5.Развивать навыки изображения элементов геометрического узора по народным мотивам. 6.Развивать самостоятельность в выборе композиционных решений.
Нежно и ласково называют эту игрушку – дымкой. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка. Игрушки делали только женщины. От бабушки к внучке передавались секреты технологии лепки и росписи игрушки. Красную глину для игрушек собирали на берегах реки Вятки и смешивали её с речным песком. Из этой массы лепили разные фигурки, форма которых была обобщённая. Затем игрушки обжигали в печи. После обжига наступала пора для покраски игрушки - выбеливания ( разводили мел на молоке и белили игрушки). И вот белая, как снег игрушка, готова к росписи.
Раскрашивали игрушки ярки- ми красками: красная, жёлтая, зелёная, малиновая, синяя, розовая, голубая – более 10 цветов. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор.
У этого оленя золотые рога. Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень.
1. Какая из этих игрушек из Дымково? Ответ : первая. 2. Что общего у всех дымковских игрушек? Ответ : белый фон, яркие краски, геометрические узоры, обобщённая форма. 3. Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? Ответ : белой. 4. Какими узорами выполняют роспись на игрушках? Ответ : клеточки, кружочки, точки, полоски и др. 5. Какие краски используют для росписи? Ответ : яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и др.
1.Обвести контур барыни по трафарету. 2. Выполнить роспись барыни, используя традиционный орнамент Дымково. 3.Элементы лица барыни выполнить упрощённо.
Литература 1.А.Рогов «Кладовая радости» –М. «Просвещение», 1982 г. 2.Ю.В.Максимов «У истоков мастерства», М. «Просвещение», 1983 г. 3.Т.Я.Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования», М. «Просвещение», 1974 г. Интернет-ресурсы Веб-документы : 1. Н.Г.Митюкляева «Музей народной культуры МОУ СОШ 205». 2. А.Герасимов :Век-Выставка «Доброе ремесло». «Народные глиняные игрушки России» анимации