Культура народов севера Детская одежда, обувь, украшения и прически.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Advertisements

Проект тема «Национальная одежда хантов и манси» Автор: ученик 8В класса Ахмедов Рамин Руководитель: учитель химии Коржевская О.В.
Презентация к уроку по теме: ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ
У КРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ С ЕВЕРА. Декоративное творчество с элементами художественного конструирования.
Выполнила презентацию: Азнабаева Н.И. Национальный татарский костюм.
Мастер-класс « Акань – кукла народов севера» Подготовила: Кагарманова С.Н. Воспитатель МБДОУ 63 «Катюша»г.Сургут.
Ханты в XXIвеке. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах, Александровском.
Ханты в XVIII веке. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах, Александровском.
Чему нас может научить декоративно – прикладное искусство народов Севера? Мне надо узнать! Чему оно может научить меня? Что такое искусство? Что такое.
Якутские костюмы Выполнила: Шайдо Яна 6 «б» Руководитель: Негодина И.К.
важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды, главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает.
Ногайская национальная одежда.
Презентация учителя технологии МКОУ СОШ п.Кирпичный Гранопольской Е.М.
Национальная татарская одежда Работу выполнила: ученица 5 а класса Зайнуллина Л.А. Руководитель: Зайнуллина Г.Х. МБОУ Средняя общеобразовательная школа.
Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной.
Платья кафтанчики передникШили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша. Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами.
«Знакомство с одеждой народов крайнего севера» Автор: Широкова Екатерина Юрьевна Ученица 3 «Б» класса МОУ НШДС 42 Руководитель: Сидоренкова Наталья Александровна.
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
Классный час для учащихся начальной школы. На территории четырёх государств: России, Норвегии, Финляндии и Швеции издавна проживают саамы. Старое русское.
Народная праздничная одежда. Изобразительное искусство.
Транксрипт:

Культура народов севера Детская одежда, обувь, украшения и прически.

Соләӊ кӫркики. Февраль.

Издревле основным материалом для шитья одежды у женщин - мастериц были оленьи шкуры, с появлением в древней Югре русских купцов, которые торговали сукном, стало и сукно. Ханты живущие по берегам рек, в качестве материала для одежды использовали рыбью кожу. Также использовали птичьи шкурки, шкурки пушных зверей – зайца, белки, а выдра шла на отделку. У ваховских хантов было особенно развито изготовление сборного меха из лапок, ушей и хвостов пушных зверей, утиных голов и шеек гагары. Их нашивали на полоску выделанной кожи, а затем сшивали в готовое изделие.

Одежда сшивалась специальными нитями, свитыми из сухожилий оленя или лося. Некоторые мастерицы села Корлики до сих пор делают такие нити. Например: Кунина Людмила Ивановна, Кунина Нина Алексеевна, Кунина Нина Владимировна, Прасина Светлана Петровна и др.

Классификация одежды. Этнографы одежду хантов делят на сшитую и несшитую. Сшитая одежда делится на глухую, без разреза спереди, которую одевали через голову, и распашную - с разрезом впереди.

В традиционной одежде хантов, большую роль играет переход человека из одной возрастной группы (детство, отрочество, юность, зрелость) в другую. Она делится по половозрастному признаку на детскую, мужскую и женскую.

Ханты говорят, человек уже рождается в «одежде» (последе). После, того как пуповину ребенка отрезали специальным ножом, прерывалась его связь с «нижним миром», начинался процесс становления будущего человека.

Но до отпадения пуповины ребенка считали «нечистым», поэтому его заворачивали в не новые пеленки, помещали в не новую колыбель (амтәв).

Через неделю, когда отпадает пуповина, считается, что ребенок перешел в «средний мир» и его колыбель заменяется новой, ребенка обмывают раствором чаги. А старую одежду и колыбель уносят в лес и подвешивают на старое дерево. Мать шила ребенку заячью шубку с верхней накидкой из ткани, на ноги шили меховые чулочки. На носок чулок пришивали три бисеринки – от сглаза. Отличительной особенностью одежды такого возраста было полное отсутствие украшений.

В 2-3 года девочке шили первое платьице, покрой, которого не отличался от одежды взрослых.

И мальчику шили первую рубашку.

К 4-5 годам дети имели полный комплект одежды, отличающийся от взрослых только размерами. Девочке поверх платья одевали воротник с цветными пуговицами и бисером. Мальчику на пояс подвешивали деревянный нож в ножнах, цепочки, колокольчики, побрякушки. По мнению хантов они должны были отпугивать злых духов. Также благодаря звону ребенок был далеко слышен, вероятность, что он потеряется очень мала.

Воротник, расшитый полосками цветной ткани и бисером.

Пояс для девочки.

Детям как и взрослым шили малицы из оленьих шкур мехом внутрь. Только концы рукавов наглухо сшивались или пришивали меховые рукавицы. Интересный обычай отмечен у ненцев. К рукавам с нижней стороны они пришивали маленькие колокольчики, назначение которых также было отгонять злых духов.

Меховую одежду для детей шили из шкур оленят или шкур взрослых оленей добытых осенью, потому – что их мех был коротким и не таким пушистым как мех оленя зимой. Поверх малицы мальчикам и девочкам надевали кафтан из сукна, обшитый по подолу полосками из цветной ткани.

Как таковых головных уборов для гуляния на улице у детей не было. Головным убором считалась шапка, которую шьют в виде капора из меха выдры или соболя. Сверху по бокам шапки подшивают ушки зверька мех, которого используют при шитье. Девочке иногда повязывают на голову платок. Летом ребенку шили обувь из кожи, изготовленной из шкуры лося или оленя.

Шапка – капюшон (пришивается к малице).

Детская одежда в отличии от взрослой была до колен. Если она становилась ребенку мала, ее увеличивали, вставляя полоску шкуры в голенище и подошву, если это обувь, рукава и подол, если это малица.

Таким образом, мы видим, что к детской одежде ханты относились особенно любовно, украшая ее и старались наполнить смыслом каждую ее деталь.

Одежда для девочек старше 10 лет. Платье сшито из ткани неяркого цвета, предназначено для повседневной носки. В этом платье девочка может помогать по хозяйству родителям.

Манжета

Нагрудное украшение из бисера

Полоски на подоле платья, оно не пестрит орнаментами, не положено по этикету хантов.

Спасибо за урок ! До свидания!