Учитель года Муниципальное образовательное учреждение Выровская средняя общеобразовательная школа представляет на конкурс учителя истории и обществознания Кондратьеву Юлию Сергеевну
Проблемное обучение на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся Кондратьева Юлия Сергеевна учитель истории и обществознания МОУ Выровская СОШ
Основная идея опыта Применение технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся
Сущность технологии проблемного обучения Особый вид взаимодействия учителя и учащихся Учащиеся самостоятельно решают учебную проблему Систематическая учебно- познавательная деятельность учащихся Усвоение новых знаний и способов действий Система проблемных ситуаций
Цели применения технологии проблемного обучения Осмысленное освоение новых знаний и способов деятельности, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся, формирование научного мировоззрения. Реализуется принцип самостоятельного поиска знаний через применение индуктивного или дедуктивного методов.
Функции Познавательная; Ценностно- ориентационная; Коммуникативная; Практическая; Функция гуманизации; Критериально- оценочная.
Объективность выражения Проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание Составление учащимися ряда вопросов по проблеме По историческим документам По историческим терминам По историческим явлениям
Временной фактор (длительность реализации) Длительность зависит от сложности проблемной ситуации. Может быть как элемент урока, урок, система занятий. Для каждого отдельного учащегося необходимо определять проблемное поле, работая над которым каждый может реализовать себя, добиться определённых успехов и более того, реализуется принцип индивидуального подхода в обучении, функция гуманизации, что в целом решает задачи развивающего обучения.
Характер оценивания Оценивается результат познавательной деятельности учащихся Учитывая специфику предметов истории и обществознания, стараюсь оценивать учащихся не по результату решения учебной проблемы, а по активности в поисках решения.
Этапы решения проблемы Осознание проблемы, противоречия Формулирование гипотезы Доказательство гипотезы Общий вывод Стараюсь строить урок, начиная с определения проблемы, по возможности самими учащимися. Затем предлагаю сформулировать рабочую гипотезу, т.е. то, что мы должны получить в ходе изучения темы. В ходе урока рабочая гипотеза и тема урока постоянно обращают на себя внимание, гипотеза корректируется. В конце урока, приходя к выводу, мы либо подтверждаем гипотезу, либо отрицаем её и формулируем окончательный вывод.
Мотивация учащихся Радость творчества, самовыражения, самосовершенствова ние, уверенность в себе, приращение знаний и умений Часто наблюдаю, как повышается активность ученика, его самооценка, если ему удаётся внести вклад в решение учебной задачи.
Принципы Роль учителя Источник знаний Скорее помощник, проводник в добывании знаний Практической направленности; Активности; Гуманизации; Доступности; Культуросообразно сти; Природосообразнос ти
Характер отношений между учителем и учеником СОТРУДНИЧЕСТВО Я именно за сотрудничество. Авторитарные формы давно отошли в прошлое. Сейчас работают установки «давайте подумаем вместе», «поправьте меня, если я ошибаюсь», «расскажите мне, я это ещё не прочитала», «мне хочется, чтобы вы со мной поспорили».
Результат Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации
Мой девиз «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Э. Хаббард
Результаты применения моего опыта
Пред судьбой преклоняю колени, Быть учителем - это прекрасно! Все пройдет, не изведает тленья Лишь любовь, над которой не властны Ни года, ни беда, ни обида, Все до времени скрыто, но верьте, У учителя только для вида Разделилось на четверти сердце. Входит в класс не ценитель покоя, Не заученных правил хранитель... Только сердце, пылая любовью, Может выстрадать званье «учитель»
Проблемное обучение на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся Кондратьева Юлия Сергеевна учитель истории и обществознания МОУ Выровская СОШ