Написать сочинение-описание одной из достопримечательностей нашего края. Карелия – остров Кижи – Кижский архитектурный ансамбль – Преображенская церковь.
Сведения об истории создания памятника архитектуры: Когда и по какому поводу был воздвигнут памятник? Где он расположен? Кто автор памятника?
Общий вид памятника: Описание места, природы. Как вписывается памятник в окружающую среду? Детали и их значение: Что бросается в глаза при взгляде на памятник? Что удивляет, поражает смотрящего?
Заключительная часть: Какое впечатление производит памятник? Нравится ли он вам? Какие мысли вызывает? Порядок следования пунктов плана и ответов на вопросы не закреплён.
«Кижи» – музей-заповедник народного деревянного зодчества.
Небольшой – километра четыре в длину – остров, но сюда спешат тысячи людей. «Восьмое чудо света», сотворённое простыми заонежскими крестьянами.
Музей создан в 1966 году. В 1990 г. архитектурный ансамбль острова включён в Список памятников Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В 1993 г. Музей внесён в государственный свод особо ценных субъектов культурного наследия народов РФ.
Сейчас здесь расположено 87 памятников традиционной народной архитектуры, в том числе ансамбль Кижского погоста, включающий в себя вершину деревянного зодчества России – Преображенскую церковь.
История создания. Церковь была возведена в 1714 году на месте старого, сгоревшего от удара молнии здания. Северная война была в разгаре, но её исход был уже предрешён: Россия прочно утверждалась на берегах Балтики, гремели салюты в честь победы русского флота. Россия становилась мощной морской державой.
Именно в этой атмосфере возник величественный образ Преображенской церкви, звучащий как торжественный гимн героическому русскому народу в честь его исторической победы.
Автор памятника. В официальных документах указано, что создатель Преображенской церкви неизвестен. В архивных документах встречаются записи: «построена частными способами», «стараниями прихожан». Но существует красивая легенда о мастере Несторе.
Архитектурная композиция. В основании церкви – восьмерик (восьмигранный сруб). С четырёх сторон пристроены прямоугольные прирубы на низких фундаментах. Такая церковь называлась «о двадцати стенах» и известна в народном зодчестве с давних времён.
На нижнем, самом большом восьмерике, сооружён другой, поменьше, на нём – третий, ещё меньше. Вместе с четырьмя прирубами они создают живописную пятиярусную композицию.
Купола, купола… Двадцать два. Каждый ярус церкви покрыт «бочками» с главками: 1 ярус состоит из четырёх глав; 2 ярус – такой же; 3 ярус из восьми глав; 4 ярус из четырёх; На третьем восьмерике стоит одна самая верхняя и самая большая глава. Последняя глава ниже всех – над алтарной частью.
Луковичные главы с крестами покрыты чешуёй серебристого лемеха. Это особая деревянная черепица, изготовленная из осины. Их тридцать тысяч. Каждый лемех в основном имеет один размер. Каждую пластину тесали и круглили по форме топором. И так тридцать тысяч раз!
Каждую главку венчает крест. Главки с крестами имеют свойство менять свой цвет в зависимости от погоды.
Общая высота церкви – 37 метров.
Сруб церкви – бревенчатый. Она построена из кондовой сосны, особенно крепкой и смолистой, выросшей на очень сухом грунте.
Дерево использовалось не только как строительный материал, но и как материал искусства. Венцы из мощных, в обхват, брёвен; ничем не прикрытая, живая текстура золотистого дерева – в этом заключается красота и простота церкви.
В Преображенской церкви почти нет украшательских деталей. Здесь нет резных наличников на окнах и дверях.
Только вход в церковь выполнен в форме крыльца на резных столбах, а в остальном царствует простая эстетика.
Строители Преображенской церкви думали не только о красоте линий. Их больше волновал путь маленькой дождевой капли от самой верхней главки до земли. Поэтому до мелочей продумана система водостока, мастерски прорисована их форма.
Образный строй. Форма пирамиды и особым образом расположенные главки придают церкви ощущение устремлённости ввысь. «Деревянной сказкой» назвал Кижи Е.Осетров. Жизнерадостная нарядность и земная красота.
Орфографическая работа. Д..ст..пр..мечательность, искус?ный, искус?тво, зо..чество, уд..влять, пор..жать, арх..т..ктура, (а,о)нсамбль, вообр..жение, впеч..тление, л..ндша..т, л..генда, ол..цетв..рение, п..триотизм, п..йзаж, с..мвол.
Проверка. Достопримечательность Достопримечательность Искусный Искусный Искусство Искусство Зодчество Зодчество Удивлять Удивлять Поражать Поражать Архитектура Архитектура Ансамбль Ансамбль Воображение Воображение Впечатление Впечатление Ландшафт Ландшафт Легенда Легенда Олицетворение Олицетворение Патриотизм Патриотизм Пейзаж Пейзаж Символ Символ
Лексическая работа. Ландшафт – Ландшафт – общий вид и характер местности. Погост – Погост – кладбище или церковь с прилегающим кладбищем. Церковь – Церковь – здание для богослужения. Храм – Храм – здание для богослужения и совершения обрядов; место, внушающее чувство глубокого почтения. Зодчество – Зодчество –архитектура.
Когда красота бывает
…Высится на краю узкого острова многоглавый храм – свежесрубленный, светлый, чистый, тёплый от рук и от солнца, от мудрого сердца Мастера. Восходят главы вверх, как лезвия свечей, горящих в безветрии, и вот-вот колыхнёт ветер. Лезут вверх главы, как шлемы ратников, сбившихся в полёт, вот-вот в битву бросятся. Выплывают вверх главы, как серебряные облака поутру. Сияет, светится на них осиновый лемех, играет узорами резьба крыльца, и весь он от подножия до верхнего креста отражается в онежской воде, колеблется, ликует, зовёт острова, людей, мир быть такими же, как он, безупречным; плавно, торжественно, бессмертно летит он над землёй – высокий храм о двадцати двух главах.(А.Мошковский)
Эпитеты: храм светлый чистый тёплый сердце мудрое шлемы Сбившиеся в полёт облака серебряные
Олицетворения: храм главы восходят Лезут, всплывают вверх Вот-вот в битву бросятся лемех сияет светится резьба Играет узорами ликует зовёт Летит над землёй
Сравнения: главы как лезвия свечей как шлемы ратников как серебряные облака
Высказывания об архитектурном ансамбле Кижи. Нестынущее тепло человеческих рук… (И.Э.Грабарь) Нестынущее тепло человеческих рук… (И.Э.Грабарь) Он срублен топором, и меркнет перед ним любая позолота. (Н.Рыленков) Он срублен топором, и меркнет перед ним любая позолота. (Н.Рыленков) Так стоял, как будто плавал, так звенел, как будто плакал. (Р.Рождественский) Так стоял, как будто плавал, так звенел, как будто плакал. (Р.Рождественский)