{ Связь удобочитаемости текста, его эмоциональной оценки и доверия к нему Четвериков А.А., кафедра общей психологии, 2ой курс магистратуры
Эмоции связаны с беглостью переработки информации Эмоции связаны с беглостью переработки информации Беглость переработки информации в тексте связана с его удобочитаемостью Беглость переработки информации в тексте связана с его удобочитаемостью Оценка доверия – метакогнитивный процесс Оценка доверия – метакогнитивный процесс Метакогнитивные процессы содержат эмоциональный компонент Метакогнитивные процессы содержат эмоциональный компонент Вкратце
R.B. Zajonc (Preferences need no inferences, 1980) – эффекты простого и неоднократного предъявления R.B. Zajonc (Preferences need no inferences, 1980) – эффекты простого и неоднократного предъявления Предъявление стимула, даже в отсутствие осознания, влияет на его эмоциональную оценку. Предъявление стимула, даже в отсутствие осознания, влияет на его эмоциональную оценку. Теоретическое обоснование направления исследований
L.L. Jacoby – эффекты беглости переработки информации L.L. Jacoby – эффекты беглости переработки информации R.B. Bornstein, B. W. A. Whittlesea – эффекты предъявления как вид эффектов беглости R.B. Bornstein, B. W. A. Whittlesea – эффекты предъявления как вид эффектов беглости Беглость переработки -> эмоции
Reber, Schwarz, Winkielman, 2004 – эмоциональная оценка как медиатор между беглостью переработки информации и принятием решения. Reber, Schwarz, Winkielman, 2004 – эмоциональная оценка как медиатор между беглостью переработки информации и принятием решения. Если дать человеку возможность связать свои эмоции с неким объектом (источником), их влияние на другие объекты пропадает. Если дать человеку возможность связать свои эмоции с неким объектом (источником), их влияние на другие объекты пропадает. При этом исчезают и эффекты беглости переработки. При этом исчезают и эффекты беглости переработки. Беглость переработки -> эмоции -> эффекты беглости
Что такое доверие? Что такое доверие? «Убежденность в чьей-либо искренности, честности, добросовестности и основанное на них отношение к кому-либо, чему-либо» (Мал. акад. слов.) «Убежденность в чьей-либо искренности, честности, добросовестности и основанное на них отношение к кому-либо, чему-либо» (Мал. акад. слов.) Если мы знаем, что человек говорит правду, то при чем здесь доверие? Если не знаем, то почему доверяем? Если мы знаем, что человек говорит правду, то при чем здесь доверие? Если не знаем, то почему доверяем? Доверие
Доверие – принятие решения или оценка Доверие – принятие решения или оценка Содержит в себе «когнитивный» и «эмоциональный» компоненты (Koriat, 1999) Содержит в себе «когнитивный» и «эмоциональный» компоненты (Koriat, 1999) «Когнитивный» компонент: оценка на основе прошлого опыта и логических выкладок. «Когнитивный» компонент: оценка на основе прошлого опыта и логических выкладок. «Эмоциональный» компонент: доверие на основе приятности объекта «Эмоциональный» компонент: доверие на основе приятности объекта Доверие – метакогнитивный процесс
Беглость Удобочитаемость текста: Длина слов Частота употребления N слов в предложении Частота знаков препинания …? Эмоциональная оценка Метакогнитивные оценки: Доверие Понимание Удобство чтения
40 текстов – заметок из ЖЖ (M=2000 знаков, SD=206) 40 текстов – заметок из ЖЖ (M=2000 знаков, SD=206) 25 экспертов (студенты фак-та психологии, 2ой курс) 25 экспертов (студенты фак-та психологии, 2ой курс) Оценка 10 текстов по 14 шкалам: ДШЭ, аффект, удобочитаемость, понимание, доверие Оценка 10 текстов по 14 шкалам: ДШЭ, аффект, удобочитаемость, понимание, доверие Автоматические оценки удобочитаемости Автоматические оценки удобочитаемости Исследование
Оценки удобочитаемости
ДШЭ – много пропусков (>50% для позитивных шкал, от 75% для остальных). Коррелируют с оценкой аффекта. ДШЭ – много пропусков (>50% для позитивных шкал, от 75% для остальных). Коррелируют с оценкой аффекта. Оценки аффекта, удобочитаемости, понимания, доверия коррелируют друг с другом (p 0,3). Оценки аффекта, удобочитаемости, понимания, доверия коррелируют друг с другом (p 0,3). Длина слов + частота встречаемости -> аффект Длина слов + частота встречаемости -> аффект Длина слов + N знаков препинания -> понимание Длина слов + N знаков препинания -> понимание Длина слов + N знаков препинания -> удобочитаемость Длина слов + N знаков препинания -> удобочитаемость Аффективной оценка + понимание -> доверие Доверие + легкость чтения -> аффективная оценка удобочитаемость Аффективная оценка + понимание –> удобочитаемость Результаты
Результаты
И объективные и субъективные оценки удобочитаемости текста связаны с его аффективной оценкой, а аффективная оценка связана с доверием к тексту. Создана структурная модель связи между удобочитаемостью, аффективной оценкой и доверием. Подтверждается гипотеза об опосредующем влиянии аффективной оценки на уровень доверия. В общем, чем проще написан текст, тем больше шансов, что он понравится. А чем больше шансов, что он понравится, тем больше шансов, что ему поверят. Заключение
{ : Спасибо за внимание!