Гаврилова Лариса Ивановна, воспитатель 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»деревня Сметанино
( из опыта работы) Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе. 2
«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» Г. Сигерист 3
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков». Всемирная организация здравоохранения 4
5
Соматическое здоровье. Физическое здоровье. Психическое здоровье. Нравственное здоровье. 6
для соматического и физического состояния - я могу для психического - я хочу для нравственного - я должен. 7
специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно- мотивационных установок. 8
Образ жизни индивида весьма разнообразен, но в основном основывается на трех категориях: уровень жизни; качество жизни; стиль жизни. 9
отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотическихвеществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции. 10
Цель профессиональной деятельности как воспитателя- укрепление и сохранение здоровья детей средствами физической культуры. Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить ребенку высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. 11
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к воспитательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования: 12
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. 2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обучение его средствам психологической защиты. 3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки. 4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата. 13
Деятельность воспитателя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности детей и семьи в целом. 14
15
Оздоровительная Образовательная Воспитательная 16
Оздоровительная Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья. 17
Воспитательная Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью. 18
использование программы физической культуры по освоению двигательных умений и навыков. использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; использование методики чередования интенсивности и релаксации на занятиях; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств. 19
Санитарно- гигиенические Физические Естественные силы природы упражнения 20
это простые двигательные действия, направленные на решение задач вводно- подготовительной, основной и заключительной части занятия; это сложные двигательные действия, направленные на решение задач в подвижных и спортивных играх 21 Физические упражнения
проветривание спортивного зала естественным сквозным способом; влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий; наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков; соответствующее освещение, наличие аптечки; спортивный инвентарь по возрасту наличие у каждого ребенка. сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий физической культурой в зале и соответствующей формы при занятиях на свежем воздухе. 22
Естественные силы природы разностороннее воздействие на организм детей солнца, воздуха и воды; занятия в лесной местности на свежем воздухе (воздух лесов содержит особые вещества фитонциды – способствуют уничтожению микробов в организме); сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает их закаливающее действие на организм. 23
1. работа в индивидуальном темпе 2. использование источников информации 3. возможность обратиться за помощью 4. отсутствие страха ошибиться 5. положительная мотивация. 24
Литература Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. - Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, Профилактика употребления вредных веществ в средней общеобразовательной школе. Методические указания для учителей и программа обучения г. Алматы, Вишнякова СМ. Профессиональное образование. Словарь. - М., Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2006., 2. Методика преподавания литературы. Валеология. Физвоспитание. Спорт. 1 (13) 2008 год, январь. Ежемесячный методико-педагогический журнал. Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал, 6 (1339),